Апрель 02, 2018

Логотип как одежда компании

Любовь БАХУРЕВИЧ

Какое место занимает логотип в образе компании, что стоит учитывать при его создании, как логотип влияет на работу фирмы и всем ли он нужен — об этом «БР» поговорила с руководителем студии авторского дизайна Logosapiens Евгением РЫЖАНОВИЧЕМ.

— Из чего складывается бренд компании и какое место в нем занимает логотип?

— Бренд складывается из многих вещей. Это образ, вызывающий определенные ассоциации в сознании конечного потребителя. Логотип — часть графического образа компании. Бренд же состоит не только из графических образов, представляющих компанию, но и из отношения к клиентам, каналов продвижения, политики и позиционирования. Логотип занимает небольшое, но значимое место, поскольку логотип — это то, что человек, который еще незнаком с компанией, видит в первую очередь. На основании логотипа уже можно делать какие-то выводы, выстраивать ассоциативный ряд.

— Может ли предприятие быть успешным и узнаваемым без логотипа?

— У любой компании так или иначе есть логотип. Изначально это может быть просто название фирмы, написанное определенным шрифтом. Конечно, компания может быть успешной и узнаваемой и без специального графического оформления логотипа. Значимая часть мировых брендов использует только свое название в качестве логотипа, но тут дело в том, что они заменяют логотип некой визуальной айдентикой, своим визуальным языком общения с потребителем, за счет которого они остаются узнаваемыми. Такое решение (шрифтовой логотип) объясняется необходимостью использовать логотип максимально универсально, потому что он может быть размещен различными способами в любом масштабе и на любых поверхностях.

Тем, кто не ограничен подобными рамками, нужно понимать, что логотип — это инструмент, который может дать клиенту понятие о компании и даже вызвать какие-либо необходимые ассоциации. Если логотипа нет, то, глядя на неоформленное слово, человек никаких выводов не сделает и необходимых компании чувств не испытает.

— Что говорят ваш опыт и опыт ваших клиентов: существует ли прямая связь между удачным логотипом и ростом продаж? Если нет, то в чем тогда заключается роль логотипа и каково его влияние на деятельность компании?

— Прямой связи между логотипом и заработком компании нет, но косвенно на этот вопрос визуальная часть влияет. Естественно, когда человек сталкивается с компанией, он смотрит на упаковку. Если логотип, сайт и так далее сделаны качественно, вызывают у потенциального клиента доверие, то он с большей степенью вероятности обратится именно в данную компанию. К тому же это влияет на климат внутри самой фирмы. Все-таки сотрудникам приятно работать в компании, заботящейся о своем имидже. Они могут даже похвастаться тем, что работают в ней. Все эти вещи косвенно влияют на прибыль и деятельность компании, но являются действительно значимыми.

— Есть ли какие-либо отрасли и направления деятельности, в которых можно обойтись без таких признаков узнаваемости, как логотип? Для каких компаний он обязателен?

— Поскольку логотип есть у всех, так как название, написанное определенным шрифтом, уже является логотипом, остается только вопрос необходимости его качественного оформления, при котором вкладываются эмоции и ассоциации. Возможно, это ненужно только в единичных случаях, когда компания не раскрыта, не рекламирует себя и работает с определенным кругом лиц, которые никуда не уйдут. Хотя даже в такой ситуации компании нужно как-то представлять себя. В этом плане логотип можно сравнить с одеждой. Использовать плохой логотип — это как прийти на важное мероприятие в кроссовках и шортах, хотя нужно было появиться в костюме, чтобы произвести положительное впечатление.

— Должен ли логотип содержать указание на вид деятельности компании?

— Совершенно необязательно. Это частое заблуждение. Наши заказчики тоже довольно часто просят, чтобы в логотипе каким-либо образом присутствовал опознавательный знак, связанный с тем, что они делают. Однако вместо того чтобы рисовать молоток с ботинком для обувной фирмы или цветы для цветочной, в логотипе лучше показать, что компания делает свою работу быстро, качественно и ей доверяют. Это будет гораздо ценнее, чем когда логотип скажет совершенно не о том. Уж если очень хочется, то лучше указать свой вид деятельности мелким шрифтом под названием компании. Так будет проще и понятнее.

— Есть ли непреложные правила создания лого­типов?

— То, что вы хотите передать в логотипе, должно быть понятно клиенту. Это основополагающий момент при создании образа. Иногда заказчики хотят отразить в логотипе свои символы, которые известны только им, или усложнить символ, добавив  мифологию, которую мало кто знает. Если клиенту непонятен логотип, то заложенный в нем смысл теряется.

Что касается графических правил, то, конечно, логотип должен быть читабельным, узнаваемым и хорошо воспринимаемым. Правда, все зависит от задачи. Иногда сложные формы могут пойти на пользу. Это касается премиальных брендов, когда нужно выделиться за счет замысловатых образов. В узком сегменте такое позволительно, однако если брать массовый сегмент, то нужно, чтобы всем людям, а не какому-то закрытому кругу лиц было понятно, что имеется в виду.

— Может ли замена логотипа привести к потере клиентов? Что выбрать: жизнь с не очень удачным или изжившим себя логотипом или его замену?

— Со временем логотип требует изменений. Это касается компаний, которые находятся на рынке много лет и логотип которых был создан в самом начале их деятельности. Мы всегда советуем кардинально ничего не менять, а оставить преемственность, чтобы сохранить узнаваемость, потому что за все это время у марки сложилась своя потребительская аудитория. Если внести резкие изменения, то может возникнуть мысль, что это какая-то другая компания, но с таким же названием. Иногда достаточно сохранить в логотипе шрифт или цвета. Конечно, если есть средства, можно провести полный ребрендинг, но это дорогой путь.

— Есть ли у белорусских логотипов национальные особенности?

— В последнее время прослеживается тренд использования национальных символов при создании логотипов. Например, начинают приобретать популярность «вышыванкi». Каких-то других отличительных особенностей и общих тенденций на белорусском рынке я не заметил. Все зависит от поставленной цели.

— Что порекомендуете компаниям, которые хотят обзавестись логотипом, но пока не знают, с чего начать?

— Если вы решили создать логотип, то начать следует с выбора исполнителя. В данном случае главное — проанализировать портфолио, опыт компании или студии, побеседовать с ней, чтобы понять, какие задачи она выполняла, с кем сотрудничала. Не стоит гнаться за самым дешевым решением: все-таки логотип останется с вами на пять-десять лет. Ведь, если, допустим, через год логотип перестанет нравиться заказчику, притом что уже сделаны горы визиток и вывеска, изменить все будет гораздо труднее и дороже.n

 

Дизайн задает тон

Логотип должен вдохновлять руководство и сотрудников компании, а также быть концентрированным носителем идеи.

Игорь УФИМЦЕВ, директор компании «Энергия»

Готовясь к 25­летнему юбилею компании, я хотел несколько обновить логотипы, чтобы они стали динамичнее и современнее. Одна из задач логотипа, которую мы перед собой ставили, — задавать тон в компании на следующий период ее деятельности, но основная цель, конечно же, узнаваемость на рынке.

 

Если вы задумались о смене логотипа, то лучше определить, чего вы хотите. Если логотип вам нравится, то революционные изменения необязательны. Но почему бы немного не стилизовать и не улучшить его? Ведь мир меняется.

Например, как происходила смена дизайна упаковки Ahmad Tea London… Изначально она была сделана в викто­рианском стиле. Если раньше это были старые картины, то сейчас динамичные 3D­изображения, свя­занные с английскими традициями. Так мы, с одной стороны, сохраняем преемственность, с другой — подчер­киваем современность, важную для молодого поколения.

Дизайн упаковки — это как логотип конкретного продукта. Меняя его, мы ставили цель поддержать и увеличить продажи популярных продуктов Ahmad Tea London. То, что мы достигли этой цели, подтверждают результаты 2017 года.

Конечно, мы можем только предполагать наличие прямой связи между изменением дизайна и ростом на рынке, однако косвенное влияние, несомненно, есть. Если результаты бизнеса улучшились, притом что наши основные продуктовые линейки сохранили популярность, будем считать, что комплекс усилий продавцов, маркетологов, производственников и создателей купажа Ahmad Tea London оправдался.

 

Tags: 

Подписка на дизайн + чай
19 марта 2018
Сделать бюджетный и современный интерьер из белорусских материалов поможет обращение к профессионалам, убеждена директор дизайн-­студии ComfortStyle, дизайнер интерьеров Виктория Степнова.
07 марта 2018
Дизайн для бизнеса — это лишь визуальная оболочка продуманного маркетинга, поэтому, прежде чем обращаться к специалистам, компаниям следует четко проработать свою рыночную стратегию. В этом убеждена директор студии эксклюзивного дизайна «Дадизайн» Марина ВОРОХОБКО.
12 декабря 2017
Архитектурному бюро arch&dsgn в нынешнем году исполнилось 15 лет. «БР» побеседовала с его руководителем, соорганизатором фестиваля Minsk Design Week Юрием ТАУБКИНЫМ о взаимодействии дизайнера и заказчика, эстетике интерьеров и качестве столичной застройки.
17 октября 2017
Белорусские мебельные фабрики заметно подтянулись в вопросах дизайна. По крайней мере, сократился разрыв между лидерами и остальными производителями.