Ноябрь 07, 2017
Валерий КОРНИЕНКО, председатель Ассоциации лифтовых организаций БСПН, генеральный директор ЗАО «Гомельлифт»

Многие лифты, установленные в домах белорусов, нуждаются в замене или дорогостоящей модернизации. Она может обойтись гораздо дешевле, если профильные министерства немного подкорректируют законодательство.

К сожалению, приходится констатировать, что лифты являются одним из наиболее устаревших инженерных компонентов жилищно-­коммунального хозяйства. В Беларуси эксплуатируется свыше 45 тыс. лифтов, из них 12 тыс. — старше 25 лет, то есть они превысили нормативный срок, установленный заводами-­изготовителями. За пределами этого срока эксплуатация лифтового оборудования должна быть завершена. Таким образом, на кону ни больше ни меньше
безопасность наших граждан.

Согласно Госпрограмме «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016—2020 годы, устаревшее лифтовое оборудование необходимо вывести из эксплуатации или привести его в соответствие с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР 011/2011 «Безопасность лифтов».

На реализацию планов необходимы средства, время и основательно проработанные технические решения. На наш взгляд, массовая замена лифтов или полное обновление всех составляющих инженерного оборудования нереально в силу высокой стоимости.

Привести лифтовое хозяйство к необходимым параметрам безопасности при одновременной экономии средств можно за счет модернизации устаревших лифтов. Речь идет о замене таких составляющих лифта, как станция управления (контроллер), лебедка, купе кабины с сохранением старого металлического каркаса и привода дверей. К тому же при определенных доработках можно получить практически новый, энергоэффективный лифт. Причем модернизировать узлы можно избирательно — в зависимости от их состояния и износа, что снизит стоимость обновления.

Впрочем, остаются еще технические законодательные барьеры, мешающие ускорить модернизацию. В частности, бюджет может финансировать работы, только если на каждый лифт есть проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу. Готовить документы на каждый лифт и долго, и дорого.

На наш взгляд, Минстройархитектуры следовало бы разработать четыре-пять типовых проектов для модернизации определенных моделей лифтового оборудования и разрешить лифтовикам использовать их по согласованию с Гос­промнадзором без прохождения государственной экспертизы. Мы можем помочь с разработкой таких типовых проектов за свой счет. Кроме того, следовало бы разрешить бюджетное финансирование модернизации лифтов на основании таких типовых проектов.

Для лифтовых организаций принципиальна возможность заключать долгосрочные договоры (на пять лет) на обслуживание лифтов, что позволит исключить случаи демпинга во время конкурсов и более системно проводить модернизацию лифтового хозяйства. Долгосрочные контракты будут стимулировать обслуживающие организации инвестировать в мероприятия по снижению собственных затрат и в улучшение качества обслуживания.

Минжилкомхозу следовало бы разрешить заказчикам ЖКХ предоставлять обслуживающим организациям преимущественное право на модернизацию и замену лифтов. Сейчас на рынке складывается весьма странная ситуация. Если за лифтом смотрела добросовестная организация, то новый претендент на обслуживание может легко выиграть очередной конкурс, просто сбросив цену, а потом год практически ничего не делать.

Отечественное конкурсное законодательство разрешает заключение долгосрочных договоров по итогам конкурсного отбора. Дело за малым: Минжилкомхозу следует написать постановление и рекомендовать подведомственным организациям-заказчикам подписывать договоры на обслуживание лифтов на более длительный срок.

Соответствующую позицию представители Ассоциации лифтовых организаций БСПН изложили на заседаниях рабочей группы Минжилкомхоза, а также в официальных письмах на адрес Минжилкомхоза и Минстройархитектуры. Кроме того, предложения прозвучали и получили поддержку на республиканском семинаре о совершенствовании и развитии ЖКХ, прошедшем 15 сентября.

Рассчитываем, что вопрос об увеличении сроков договоров будет решен до конца года, чтобы по итогам конкурсов 2018 года в стране начала формироваться практика долгосрочного обслуживания лифтового хозяйства.

Материал опубликован в номере 41 газеты «Белорусы и рынок» от 4 ноября. Оформить подписку

Подписка на Модернизация лифтов + лифтовое хозяйство Беларуси