Март 20, 2018
Валерий КОРНИЕНКО, председатель Ассоциации лифтовых организаций БСПН, генеральный директор ЗАО «Гомельлифт»

Проблема экономически необоснованного занижения цен вот уже несколько лет является головной болью для лифтовых организаций страны.

Совместными стараниями представителей отрасли, Минcтройархитектуры и МАРТ ее удалось отчасти решить, установив законодательное ограничение на снижение цены от стартовой стоимости в торгах не более чем на 15 %. Однако данное ограничение касается только работ по установке лифтов в новом строительстве или при их замене и только в рамках процедур госзакупок. При этом правило не действует в процедуре переговоров по выбору подрядчика на строительные работы.

Для услуг по обслуживанию действующего лифтового хозяйства антидемпинговый механизм до сих пор не создан, поэтому лифтовые организации сталкиваются со все более агрессивным снижением цен со стороны некоторых новых игроков рынка. Доходит до того, что начальная цена на услуги может падать в шесть раз! Оправдать столь бросовые тарифы невозможно никакими экономическими расчетами.

Поскольку сегодня жильцы домов оплачивают практически стопроцентную стоимость пользования лифтами, техническое обслуживание стало привлекательным для многих компаний, в том числе не имеющих достаточной квалификации.

Демпинг порождается осознанием того, что если прежде лифты должным образом обслуживались, то, выиграв тендер на один год, можно «ничего не делать» (имеется в виду «не проводить регламентные работы»), а только устранять сбои при эксплуатации лифтов. Выбравшие такую тактику компании практически не несут затрат на содержание рабочего и инженерного персонала.

Параллельно в Беларуси укореняется тенденция самостоятельного обслуживания лифтов жилищными организациями, что происходит опять же из-за недопонимания отраслевой специфики. Работа с лифтом — это связанные действия обслуживающей организации, которые включают планирование и выполнение регламентных работ на лифтах, постоянное обучение и аттестацию электромехаников и инженерно-­технических работников, изу­чение и распространение опыта работы с десятками различных моделей оборудования. Добавьте к этому учет и анализ сбоев и их причин с целью предупреждения инцидентов на лифтах, контроль надежности и безопасности технического обслуживания, а также инвестиции в постоянное улучшение производственных процессов.

Дело безопасности. Нужно понимать, что на кону безопасность людей.

Популизм и стремление сэкономить любой ценой без оценки последствий просто недопустимы в нашем деле! Демпинг цен и непрофессиональное техническое обслуживание создают риски возникновения несчастных случаев. Это подтверждает печальный опыт России. В 2017 году там было зафиксировано 35 случаев с летальным исходом при эксплуатации лифтов. Кроме того, уже в нынешнем году произошла трагедия в Симферополе. Там из-за некачественного обслуживания лифтов погибли два пассажира.

Инциденты и сбои в работе лифтов в конечном счете приводят к росту затрат, поскольку ускоренно изнашиваются узлы и детали лифтов. Это также должны четко понимать и заказчики, и исполнители.

Заметим, в Беларуси хватает организаций, имеющих большой опыт установки и обслуживания лифтов. В штате таких компаний достаточно управленческого, технического и рабочего персонала, проходящего постоянное обучение, чтобы обеспечить надежную работу лифтов как в жилых, так и в административных зданиях. В стране действуют различные нормативные акты, включая закон «О промышленной безопасности», регулирующий взаимодействие всех участников этого рынка. В частности, документом установлено, что лифт является потенциально опасным объектом.

С технической точки зрения созданы все условия для должного развития отрасли, и сейчас важно не подорвать ее слаженную работу псевдолиберальными условиями хозяйствования.

Алгоритм решения проблем. На наш взгляд, чтобы исключить распространение демпинга и одновременно улучшить качество, тендеры на техническое обслуживание лифтов следует объявлять на срок не менее пяти лет с дальнейшей пролонгацией договора при условии качественного оказания услуг. Такой подход будет стимулировать обслуживающие организации инвестировать собственные средства в развитие и улучшение качества (рассчитывать на подобные результаты можно по опыту других стран).

Кроме того, следует определить обязательные условия участия в тендерах. Речь идет о наличии в штате претендентов достаточного количества квалифицированных представителей различных специальностей (электромехаников, наладчиков, связистов, электронщиков, слесарей по ремонту лебедок и др.), а также инженерно-технических работников. Должна быть отлажена система контроля качества технического обслуживания лифтов. Необходимо учитывать прежние инвестиции организации и ее возможность продолжать вкладывать средства в улучшение качества работ.

Ну и, конечно, следует законодательно запретить на торгах, а также в последующих переговорах снижать цену более чем на 15 %. Мы также выступаем за то, чтобы в случае снижения первоначальной планово-расчетной цены более чем на 10 % претендент предоставлял экономическое обоснование и план мероприятий.

Подписка на Лифты + лифтовое хозяйство + демпинг
20 июня 2018
Минжилкомхоз совместно с бизнес­объединениями намерен не допустить демпинга в техническом обслуживании лифтов.