Ноябрь 18, 2019

Ландшафт другой, но ситуация глобально не изменится

Беседовал Олег ШЕПЕЛЮК

С каждым годом в экономике страны возрастает значение транспортно­логистической сферы. О том, как развивается этот сектор экономики и чем живет сегодня, мы поговорили с генеральным директором ОДО «Белэкс­Логистик» Александром КОВАЛЕНКО.

– Александр Александрович, каковы, на ваш экспертный взгляд, тенденции в развитии транспортно-экспедиционной деятельности в странах Европы и Беларуси?

– В настоящее время рынок перенасыщен предложением транспорта, и тенденция эта будет еще какое-то время только усиливаться. Крупные игроки, имеющие в своем парке несколько сотен и даже тысяч автомобилей, ведут агрессивную тактику по вытеснению с рынка более мелких компаний – это и демпинг, и другие методы конкуренции. Чтобы привлечь клиента, компании стали включать в ставку фрахта все большее количество услуг и опций: ранее за такие услуги транспортно-логистические предприятия брали плату «экстра». Еще один вариант, который все активнее проникает на рынок, – перевозка нестандартных грузов по стандартной ставке. Например, опасный груз могут везти по цене стандартного, та же практика и с дорогими грузами.

Второе направление, набирающее силу и захватывающее все больше и больше компаний, – цифровизация бизнеса и сокращение расходов. Перевозчики все больше вкладываются в программное обеспечение для оптимизации своих процессов от А до Я. Компании разрабатывают программы по обучению персонала, вместо всем привычных кадровиков нанимают в штат HR-менеджеров, развивают свои склады, стремятся к статусу уполномоченных экономических операторов и т. д.

– Какова роль транспортно-логистической отрасли в экономике страны? Как выполняются госпрограммы развития транспорта, логистики, дорог?

– Экспорт услуг автомобильного транспорта в денежном выражении составляет 15 % от всего объема валютных поступлений. По сравнению с прошлым годом есть рост – на 4,6 %. На первый взгляд все складывается неплохо: отрасль растет быстрее экономики страны, но нужно учитывать, что средний курс рубля к евро за прошлый год составил 2,40, а в этом – пока 2,349 рубля. Это значит, что на одной лишь разнице курсов доходы автоперевозчиков сократились на 2 % с каждого евро. Из-за этого мы стали менее конкурентными по сравнению с теми же казахами, у которых курс тенге плавно опускается на протяжении всего года.

– Достаточно ли усилий прилагает государство в раскрытии транзитного потенциала Беларуси? Насколько полно исследованы перспективные грузопотоки и перспективы развития экспорта транспортно-логистических услуг?

– Нам есть куда расти: величина оплаты проезда по трассе М1, основному транспортному коридору страны, – как в Германии, но на немецких магистралях я нигде не видел пешеходных переходов и перекрестков, по которым проезжает сельхозтехника, гужевой транспорт и тому подобное. Там все оформлено развязками и над/подземными переходами. Ты выезжаешь на дорогу, ставишь на «круиз-контроль» и экономишь топливо. У нас же постоянный режим «разгон-торможение».

– Что изменилось за год: урегулированы ли проблемы по квотам, выделяемым россиянами белорусам (находящимся с РФ в ЕАЭС и в Союзном государстве), на фоне резкого увеличения их для прибалтийских перевозчиков?

– Изначально Россия ввела разрешительную систему для Беларуси под предлогом мониторинга рынка, но впоследствии оставила квоты. Что до квот для прибалтийских стран, то РФ увеличила их только для того, чтобы компенсировать недостаток разрешений для транзита по Польше. Так что глобально для нашей страны ситуация с «дозволами» РФ сильно не изменилась.

– Ваша компания специализируется на направлении Европа – Средняя Азия. Как развивается этот сегмент рынка?

– Рынок перенасыщен предложением авто. Сейчас, например, Узбекистан проводит открытую политику и привлекает перевозчиков других стран к открытию СП и иностранных предприятий. Это связано с политикой нового главы государства, направленной на развитие и привлечение иностранных инвестиций в страну. Многие на это клюнули и уже открыли либо планируют открыть там представительства своих компаний. Это значит, что в частности уровень узбекских перевозчиков в ближайшее время значительно возрастет, и они смогут все больше заходить в глубь Европы и грузиться там, забирая у нас часть «пирога».

Ситуация с Казахстаном несколько иная: хоть эта страна и в ЕАЭС, и присоединилась ко многим международным договорам, но ее внутренняя политика направлена на максимальное вытеснение со своего рынка иностранных перевозчиков.

Туркменистан, являясь закрытой страной, долгое время был очень выгодным направлением, однако приход наших, и не только, крупных компаний-перевозчиков снизил ставки по импорту на 30 % и более, а по экспорту из Туркменистана расценки упали более чем в два раза. К тому же в настоящее время Туркменистан переживает экономический кризис, что неминуемо отражается на объеме грузоперевозок в эту страну.

– Одним из важных элементов развития отрасли служит цифровизация. Электронные декларации и другие «элементы новой инновационной экосистемы» – это пока больше
слова, или уже дошло до дела?

– Сегодня на границе Беларусь – ЕС уже оформляют транзитные декларации в электронном виде. Дело движется, но мы живем не в вакууме, и шаг этот должны делать вместе с другими членами ЕАЭС.

– Каковы перспективы развития транспортно-логистической отрасли страны в 2020 году?

– По моему мнению, ситуация глобально не изменится; при условии сохранения сегодняшней политической обстановки в мире во всех секторах она останется примерно на уровне этого года. Прорывных моментов или же обвалов ожидать не стоит.

 

Подписка на Все
18 января 2021
Беларусь потеряла 98 позиций в рейтинге безопасности международной базы Numbeo.
18 января 2021
Министр здравоохранения Дмитрий Пиневич назвал приблизительные сроки начала всеобщей вакцинации от коронавируса в Беларуси.
18 января 2021
Немецкая компания Liqui Moly также отказывается спонсировать ЧМ по хоккею в 2021 году, если он будет проходить в Беларуси.
16 января 2021
Беларусь ограничивает ввоз птицы из регионов Венгрии, Германии, Польши и Великобритании из-за птичьего гриппа.
16 января 2021
В Беларуси по состоянию на 16 января зарегистрировано 223 тыс. 537 человек с положительным тестом на коронавирус.
16 января 2021
Автомобильный производитель Skoda отказался спонсировать чемпионат мира по хоккею, если он пройдет в Беларуси.

Страницы