Сентябрь 22, 2017

Илья Жуковец, начальник управления коммерции и маркетинга “Куфара” проанализировал зарубежные тренды в сегменте маркетплейса и, основываясь на международном опыте, решил выделить возможные направления развития для белорусских онлайн-проектов.

Немного теории

Под маркетплейсом (от английского “рынок”, “торговое место”)  сегодня понимают любую площадку, где встречаются спрос (покупатели) и предложение (продавцы). Получается, что на белорусском рынке маркетплейсами могут называться и площадки объявлений, и скидочные сервисы, и образовательные платформы, и даже интернет-магазины, которые предлагают клиентам товары от сторонних продавцов.

Многие форматы, которые успешно представлены за рубежом, хорошо показали себя и у нас. Активно развиваются классифайды, онлайн-ритейлеры, сайты сравнения цен и каталоги. При этом сам рынок достаточно перспективен. С каждым годом белорусы все больше переходят в онлайн, предпочитая покупки в Сети посещению торговых центров и рынков. Однако когда речь заходит об инновационных онлайн-продуктах, белорусскому рынку все еще есть куда расти.

Кастомизация, персонализация и простота использования

Абсолютный тренд, которому следуют международные проекты в сфере электронной коммерции – это кастомизация заказов, т.е. создание или подбор продуктов для конкретного человека. Этим принципам следует одна из зарубежных fashion-площадок, Stitchfix.com. Когда пользователь приходит на площадку, он указывает свои параметры, предпочтения и образ жизни. На основе полученных данных стилист формирует посылку для клиента. Оплата услуг модных консультантов (а их у площадки более 300) производится только за те вещи, которые подошли пользователю и понравились ему.

Подобный проект, кстати, возможно запустить и в Беларуси: в обществе уже сформировалась прослойка молодых и успешных людей, которые не желают тратить свое время на шоппинг, но при этом хотят выглядеть достойно.

Идея создания продукта вокруг потребителя нашла воплощение не только в индустрии моды, но и в сфере информационных технологий. Под влиянием новой философии меняются и сами маркетплейсы. Сегодня уже недостаточно дать пользователю набор фильтров, которыми он может пользоваться для эффективного поиска. Необходимо создать работающую систему, которая учитывает интересы клиента и предлагает ему только те продукты, которые могут ему понравиться.

Не менее важно упростить взаимодействие пользователя с платформой, снизить количество времени и сил, которое требуется для того, чтобы что-то продать или купить через Интернет. Поэтому маркетплейсы, которые стремятся закрепить свое лидерство в регионе, развивают систему платежей между пользователями, используют функции машинного обучения для упрощения подачи объявлений. Так, KufarGo, новая версия Куфара, уже способна по фотографии определять категорию товара. Например, пользователь фотографирует ноутбук, и его объявлений автоматически появляется в соответствующем разделе.

P2P-площадки: сам себе бизнесмен

P2P (от peer-to-peer, “равный-равному”) маркетплейсы существенно упрощают процесс выхода в онлайн, на глобальный онлайн-рынок. В результате любой человек, который имеет/производит тот или иной продукт, может выступать в качестве поставщика, а любой, у кого есть потребность в этом продукте – в качестве покупателя.  За счет исключения посредников из цепочки “покупки-продажи” цена товаров и услуг существенно снижается.

Такая модель взаимодействия одинаково хорошо работает и с классическими сделками, и с услугами аренды тех или иных товаров.  Airbnb, Turo, BlahBlahCar - все эти сервисы используют именно P2P модель взаимодействия. Но, если аренда квартиры через Интернет уже не кажется нам чем-то необычным, предложить свой автомобиль в аренду пока готовы немногие. В то же время за границей сервисы вроде Turo уже давно имеют массу поклонников.  Они позволяют владельцу сдавать машину на часы, дни или недели, когда  он не планирует или не может ей пользоваться, а путешественнику – находить лучший автомобиль по разумной цене. При этом зачастую стоимость такого проката не только выгоднее на 20-30%, но и включает в себя доставку до двери клиента.

Многие сервисы также предоставляют страховку на автомобиль и круглосуточную поддержку в дороге, а некоторые (те, что имеют клубные взносы) - топливные карты, которыми можно воспользоваться  на заправках.

Интересно, что чем меньше стоимость вещи, которая сдается в аренду, тем легче приживаются проекты по прокату на других рынках. Единственная сложность, которая может остановить предприимчивых белорусов от того, чтобы получать доход со своего имущества, связана с тем, что это может трактоваться как предпринимательская деятельность и, следовательно, требует регистрации юридического лица или ИП.

Социальная ответственность

Еще одна черта, которая объединяет многие популярные маркетплейсы за рубежом – социальная ответственность бизнеса. Все чаще проекты запускаются не только для того, чтобы зарабатывать деньги, но и для того, чтобы решить проблемы определенного региона или поддержать ту или иную категорию граждан.

Яркий пример целого направления онлайн-сервисов, обладающих социальной миссией - горизонтальные классифайды (площадки, на которых представлены товары из разных категорий, где можно продать или купить подержанный товар). Размещаясь на классифайде пользователи не только могут сохранить семейный бюджет, но и реально повлиять на будущее нашей планеты, уменьшить потребление природных ресурсов, необходимых для производства тех или иных товаров.

МедиаконцернSchibsted, частью которого является Куфар, уже давно активно развивает экологическую инициативу  SecondHandEffect.  Уже сейчас, благодаря работе 8 маркетплейсов концерна, эмиссию парниковых газов удалось сократить на 16,3 млн. тонн. Таких же результатов можно достичь, если на 6 лет полностью остановить движение транспорта в Париже или сократить мировое производство мебели на 66 миллионов единиц.

В последние годы идея здорового питания становится все более популярной. Это выражается не только в том, что люди стараются потреблять более полезную пищу, но и в том, что им важно, из каких ингредиентов создано то или иное блюдо.  На волне интереса к полезной еде набирают популярность биржи локальных продуктов.  Они объединяют городские рестораны  и фермеров, которые работают в округе. Такой подход позволяет ресторанам не только закупать товары по более выгодной цене, но и получать максимально свежие продукты.  Кроме того, многие из таких маркетплейсовподдерживают программу экологически ответственного земледелия и призывают своих партнеров отказаться от  использования пестицидов, гербицидов и ГМО в сельском хозяйстве. В результате потребитель получает не только свежие, но и экологически безопасные фрукты и овощи.

В Беларуси развитие таких локальных онлайн- проектов возможно, но в отдаленной перспективе. Во-первых, несмотря на то, что небольшая территория страны делает возможной доставку из любого региона в течение 24 часов, белорусский рынок по-прежнему испытывает дефицит простых и достаточно дешевых логистических решений. Во-вторых, сама система закупок у множества белорусских организаций пока не предполагает взаимодействие через онлайн-платформы: снабженцы на местах и неготовность к онлайн-экономике делает подобные программы практически недостижимыми для игроков белорусского рынка в ближайшие годы.

Объединяя бизнес и правительство

B2G и G2B сегменты сегодня развиваются не только за счет порталов государственных закупок, таких как Prozzorro, Gem.gov.in или Goszakupki, но и за счет появления проектов, направленных на поддержку локальных инициатив. В Великобритании, например, на некоторых из них можно найти даже гранты на найм персонала в конкретной области деятельности или  отдельном регионе.  Такой формат взаимодействия позволяет государству и общественным организациям рассказать о своих проектах большему количеству людей и выбрать компанию, которая сможет наилучшим образом реализовать социальный проект. Бизнес, в свою очередь, получает своеобразный беспроцентный кредит на развитие,  а общество – прозрачный инструмент распределения государственных расходов – настоящий win-win.

Мобайл и сегментация бизнеса.

Мобильные технологии привлекают все больше внимания маркетологов и предпринимателей.  На Куфаре, например, более 70% посещений приходится на мобильный трафик, при этом значительная доля заказов также приходит с мобильных устройств. Это не удивительно, ведь 89% белорусов в возрасте до 35 лет регулярно пользуются своими смартфонами. При этом, по данным исследования dscout, среднестатистический пользователь обращается к телефону более 2 000 раз за день. Такая привязанность людей к современным гаджетам открывает практически неограниченные возможности для электронной торговли и мобильной рекламы, так как позволяет брендам быть на связи со своей аудиторией 24 часа 7 дней в неделю.  В результате все больше компании инвестируют бюджеты в разработку под мобильные устройства.

Многие популярные за рубежом маркетплейс-сервисы, – Shpock, Wallapop, – и вовсе существуют исключительно в формате мобильных приложений. Это позволяет им предлагать пользователям опции, недоступные на стационарных устройствах. Например,  Shpock использует GPS-координаты для того, чтобы в режиме реального времени показывать, какие вещи прямо сейчас продаются по соседству с вами. Пользователь, соответственно, может сортировать объявления не только по дате размещения и цене, но и по удаленности от своего дома. Такая опция будет полезна, если нужно быстро купить ту или иную вещь, либо не хочется тратить дополнительные средства на транспортировку крупногабаритных покупок.

Но, несмотря на то,  что мобильные приложения уверенно завоевывают рынок, многие белорусские предприниматели по-прежнему скептически настроены по отношению к  этому  сегменту. Это не только  мешает развитию мобильного рынка, но и несет для предпринимателей угрозу упущенной выгоды (в сегменте мобильного интернета уже сформировался достаточно высокий спрос на товары и услуги, который пока практически не удовлетворен локальными игроками). Пока белорусские бизнесмены не могут или не хотят инвестировать в мобайл и заниматься персонализацией и развитием своего продукта, на рынок приходят международные компании. В результате локальные проекты серьезно рискуют в ближайшие годы  остаться на вторых ролях. Выходом из сложившейся может стать изучение успешных зарубежных кейсов, их анализ и адаптация к локальному рынку (с учетом особенностей менталитета белорусов,  экономической ситуации и норм действующего законодательства), а также образовательная инициатива, которая поможет белорусскому бизнесу понять ценность новых форматов.

 

Подписка на маркетплейсы + онлайн торговля + ритейл
13 ноября 2017
Продавцы выручили на 39% больше, чем год назад.
10 ноября 2017
Тратьте на развитие корпоративного сайта столько денег, сколько вы потратили бы на сотрудника, перед которым поставлен план продаж.
02 октября 2017
Новые льготы для сельской местности и малых городских поселений должны посодействовать созданию там рабочих мест.
25 сентября 2017
ЗАО «Универсам «Центральный» выпускает новые валютные облигации.
25 сентября 2017
В итоге только за этот год сеть привлечет 6 млн. рублей
25 сентября 2017
Указ №345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» был подписан в пятницу.

Страницы