Июнь 01, 2020

Куда приплыл белорусский флот?

Олег ШЕПЕЛЮК

Что собой представляет белорусский морской флот? Сколько кораблей ходит под нашим флагом? Сколько зарабатывают белорусские компании на перевозке грузов? Сколько и какой морской рыбы добывают белорусские компании и каковы квоты на ее добычу?

Газета «Белорусы и рынок» получила ответы на эти и другие вопросы.

Океанский размах

«Эпопея с белорусским морским флотом началась лет двадцать пять назад. Целью принятой госпрограммы был переход внешней торговли на поставки морским транспортом по условиям CIF-CAF (с оплатой фрахта и дополнительной надбавкой к его базовой ставке). Но одного желания чиновников (а все завертелось по указанию Александра Лукашенко, которому рассказали о посредниках и «упускаемой выгоде») мало — необходимо было создать целую сеть, нанять толковых специалистов, выстроить логистику и прочее. К сожалению, ничего не вышло: кроме калия, возить, по существу, оказалось нечего. Может, и белорусские предприятия оказались не готовы переходить на новые схемы сбыта продукции: продавать ее не у себя на заводе, а везти в порт и заключать договоры по-новому. Ведь это требовало дополнительных, и немалых, затрат», — рассказал нам источник, пожелавший остаться неизвестным.

Идея была неплохой. По расчетам чиновников, представленным в ту пору, морем ежегодно экспортировалось около 10 млн т белорусских грузов. При фрахте ценой 10—70 долларов за тонну доход перевозчиков наших товаров составлял в среднем 400 млн долларов в год. Была поставлена задача: перевозку грузов морем собственными судами довести до 50 %, чтобы около 200 млн долларов стали налогооблагаемой базой.

Калийный фрахт

Но затея оказалась неосуществимой по разным причинам, и в итоге лишь «Беларуськалий» перешел на эту схему продаж, передав решение сопутствующих задач ЗАО «БКК». Но вокруг компании возник скандал, и с 2013 года через нее он свою продукцию не экспортирует.

Однако созданная семь лет тому назад аналогичная по названию фирма, оформленная как ОАО, имеет свой фрахтовый отдел и услугами сторонних организаций не пользуется. «Для обеспечения поставок калийных удобрений ОАО «Белорусская калийная компания» фрахтует различные типы судов — от речных барж, перевозящих около тысячи тонн, до судов типа «панамакс», способных принять на борт около 90 тыс. т груза», — рассказала пресс-секретарь компании Ирина САВЧЕНКО.

Так происходит сейчас, а в свое время, в 2010 году, было создано ЗАО «Белморфлот», заключившее долгосрочный договор с БКК, который определял объем перевозок на год, стоимость и условия фрахта. Это было сделано в рамках мер по привлечению иностранных судов под белорусский флаг и сулило экономике страны порядка 200—250 млн долларов ежегодно.

«Дело пошло, компания выгодно поработала с таким крупным клиентом, как БКК, но, как часто бывает в акционерных обществах, у них начались трения по разделу прибыли и акций. В итоге греки и поляки акции между собой поделили, но договориться не смогли. Компания существует до сих пор, но деятельности не ведет», — рассказал наш собеседник.

В соответствии с принятой в 1997 году госпрограммой последним этапом создания белорусского морского флота было строительство собственных судов: двух — для морского плавания, и пяти — для прибрежного, класса «река — море». Выполнение этого пункта программы позволило бы заработать немалые средства, но при соблюдении многих условий. Не выполнено было ни одно. Итогом же программы стал спуск на воду одного корабля — класса «река — море», в 2002 году.

«В настоящее время в Государственном реестре морских судов Республики Беларусь зарегистрировано семь судов. Вопросы их эксплуатации в рамках перевозок грузов, пассажиров и других направлений деятельности являются исключительной прерогативой собственников и владельцев судов», — сообщила заместитель министра транспорта Наталья АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Согласно данным, полученным в Белстате и Нацбанке, за 2019 год экспорт услуг морского грузового транспорта составил 277 млн долларов. Из них, как рассказал корреспонденту «Белорусы и рынок» другой источник, пожелавший остаться инкогнито, 265 млн — на счету Белорусской калийной компании, которая фрахтует суда для перевозки удобрений, а заодно подвозит попутные грузы других компаний. На остальные более 80 экспедиционных фирм, проходящих по соответствующим документам, приходится всего лишь 12 млн долларов морского экспорта.

Как рассказали в Минтрансе, собственниками семи вышеназванных судов являются иностранные компании. Они министерству неподотчетны и никакого отношения к белорусскому морскому торговому флоту не имеют. Данный флот представлен лишь одним судном, которое с недавних пор эксплуатируется Белорусским морским пароходством (БМП).

Обновление «Надежды»

Хотя Белорусское морское пароходство создано полтора десятка лет тому назад и носит такое громкое имя, долгие годы оно занималось лишь экспедиторскими услугами. Но в прошлом году все изменилось.

«В прошлом году у нас появился теплоход «Надежда». На нем мы отработали навигацию-2019 на Днепре, возили в основном зерновые. Кроме того, мы осуществляем экспортно-импортные контейнерные перевозки разными видами транспорта, но лишь в качестве экспедитора. До приобретения «Надежды» это было нашим основным видом деятельности. Мы выкупили 20 % акций у частной компании, остальные 80 % принадлежат Белорусскому речному пароходству. Судно грузоподъемностью 1600 т было построено и спущено на воду в 2002 году, но последние семь лет не эксплуатировалось, стояло в Мозырском порту. Мы заключили с речным пароходством соглашение, восстановили корабль и запустили в работу. За прошлую навигацию (полгода), а мы ходили между Киевом, Каневом, Днепром, Херсоном, Таврийском и Николаевом, перевезли 10,2 тыс. т различных грузов. Грузооборот составил 2,6 млн тонно-километров, экспорт услуг — более 80 тыс. долларов. Кроме того, в прошлом году наше судно единственный раз в истории вышло в открытое море. Мы доставили из Таврийска ячмень, а затем перегрузили его на огромный сухогруз, стоявший на внешнем рейде николаевского порта, так как он не имел возможности загрузиться на полную осадку в порту», — подробно и обстоятельно рассказал о работе директор Белорусского морского пароходства Андрей КАСЬЯНЮК.

«Белморпароходство» планирует развиваться и дальше. Набив шишки в дебютную навигацию, выявив технические недостатки «Надежды» и проведя анализ, там решили модернизировать судно, явно не соответствовавшее требованиям, предъявляемым к кораб­лям класса «река — море».

«В декабре Минтранс выделил деньги — 320 тыс. рублей, и к апрелю мы провели глубокую модернизацию «Надежды», главными пунктами которой было расширение грузового трюма, монтаж новых, более мощных, силовых установок и усиление системы безопасности. Надеемся, что, увеличив быстроходность и грузоподъемность судна, в текущем году сможем резко увеличить объем экспорта услуг», — продолжил рассказ директор БМП.

В планах — рейсы между Мозырем и Киевом при наличии проходных глубин. Речь об этих перевозках велась на втором белорусско-украинском экономическом форуме, прошедшем минувшей осенью в Житомире с участием президентов наших стран. «Но украинская сторона пока не выполнила обещанных работ по углублению дна. Если все будет сделано, то из Киева будем возить зерновые, а из Мозыря — металлопрокат, удобрения, стройматериалы и продукцию наших нефтехимических предприятий. Ниже Киева пока не можем уйти, так как Каневский шлюз сейчас на ремонте», — поделился планами Андрей Касьянюк.

Чья рыба?

Как и торговый флот, промысловый флот нашей страны представлен лишь одним судном (по данным, предоставленным Союзом рыбопромышленников Севера). С февраля 2017 года, когда судно перешло в собственность ООО СП «Союзрыба», оно носит название ПСТ МК-0551 «Брест», а до того именовалось «Конотоп». На воду было спущено в 1980 году и, сменив нескольких владельцев, «причалило» к берегам мурманского предприятия.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), среднесписочный состав СП — 62 человека. И, согласно финансовой отчетности, в 2018 году его доходы составили 1,361 млрд российских рублей, а прибыль — 346 млн. Учредителями «Союзрыбы» были ООО «Сити проджект менеджмент» (на 100 % принадлежащее гражданке РФ Елене Бондаренко) и белорусско-­германское ООО СП «Санта Бремор» — с долями в уставном фонде в 50 тыс. рублей.

Именно это предприятие занимается ловом рыбы по квотам, которые выделяет Беларуси «Росрыболовство». И квоты эти растут: в 2019 году они составляли 4414 т в Баренцевом море и 1000 т — в Балтийском. «На 2020 год для Беларуси выделены квоты добычи в исключительной экономической зоне РФ в следующих объемах: в Баренцевом море (треска и пикша) — 6,3 тыс. т, в Балтийском (треска, сельдь, килька) — 1 тыс. т», — сообщил «БР» заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Игорь БРЫЛО.

***

Будет ли у Беларуси собственный реальный морской флот? Сейчас об этом судить трудно. Но понятно, что свой морфлот выгоден. При толковом менедж­менте срок окупаемости судов составляет 7—8 лет, а срок эксплуатации — 30—40 лет, тем более что в ближайшие лет пятьдесят калий в Беларуси не закончится. Однако велика вероятность, что зарабатывать на наших внешнеторговых грузах по-прежнему будут иностранцы.

Подписка на Все
03 декабря 2020
Предприниматель Микита Микадо заявил, что из Беларуси уже уехали тысячи IT-специалистов.
03 декабря 2020
Реактор первого энергоблока Белорусской АЭС (БелАЭС) планово остановлен, тестирование систем продлится до 11 декабря, сообщило министерство энергетики Беларуси.
03 декабря 2020
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) назвали перспективы вакцин против COVID-19 феноменальными и такими, которые могут потенциально изменить правила игры
03 декабря 2020
В Беларуси по состоянию на 3 декабря зарегистрировано 141 тыс. 609 человек с положительным тестом на COVID-19.
03 декабря 2020
Правительство Беларуси подготовило проект целевого прогноза социально-экономического развития страны на 2021-2025 годы, предполагающий рост ВВП на 21,5% за пятилетку против увеличения на 3,5% за предыдущие пять лет.
03 декабря 2020
Экономический суд столицы удовлетворил иск министерства информации Беларуси и лишил порта TUT.BY статуса сетевого СМИ.

Страницы