Январь 16, 2018

Кто есть кто на рынке робомобилей?

Алексей КУТОВЕНКО

Работа в сфере беспилотного автотранспорта признана достаточным основанием для того, чтобы фирма могла претендовать на попадание в Парк высоких технологий. Впрочем, в первом официальном рейтинге отрасли белорусских компаний нет.

Рейтинг ведущих участников современного рынка беспилотных автомобилей был опубликован компанией International Robotics Center в конце 2017 года. При его составлении применялся метод экспертных оценок: было привлечено несколько сотен экспертов.

В рейтинге рынок сухопутных беспилотников разделили на пять основных секторов: собст­венно производство робомобилей; выпуск комплектующих к ним; разработка специализированного электронного оборудования; разработка программного обеспечения и систем искусственного интеллекта; сектор услуг, при оказании которых используется беспилотный автотранспорт.

На фоне постоянного медийного присутствия Tesla, Apple и Google кому-то, возможно, покажется неожиданным то, что лидерами в производстве беспилотных автомобилей признаны немецкие компании. Первую строчку в этой группе занял концерн Volkswagen, на втором месте — концерн Daimler. Американская Tesla замыкает тройку. Кроме того, высокие места в рейтинге занимают BMW Group, Renault-Nissan и Toyota.

Результаты в этой группе понятны. Все-таки автомобиль (независимо от того, кто им управляет: человек или робот) — это в первую очередь непосредственно автомашина. В данном секторе опыт и производственные мощности крупных представителей традиционного автопрома значительно превосходят возможности новичков, пришедших из «чистых» IT.

Среди ведущих производителей комплектующих для робомобилей также велико представительство европейских фирм. Лидеры — Bosсh и Continental, на третьем месте — Delphi Corporation, удостоившаяся высокого рейтинга благодаря участию в совместных с компаниями BMW и Intel проектах по разработке беспилотных автомобилей. В десятке также присутствуют Densa, Mobis, Valeo, ZF-TRW.

На лидирующих позициях в секторе разработчиков и производителей электронных компонентов находятся фирмы, для которых робомобили являются неосновным бизнесом, однако их позиции сильны на традиционных рынках. Тройка лидеров — NVIDIA, Intel и Qualcomm.

Профильные новички победили в ключевом секторе «разработка программного обеспечения и систем искусственного интеллекта». Сегодня наиболее влиятельными признаются Mobileye и Cognitive Technologies. Первая является лидером в области систем распознавания образов. Ее разработками активно пользуются другие участники рынка. В этой же сфере работает и российская Cognitive Technologies. Портфолио этой компании пока немного скромнее, однако она активно наверстывает отставание от лидера. На третьем месте — китайская корпорация Baidu.

В «сервис-группу» входят компании, являющиеся не только главными потребителями робомобилей, но и разработчиками бизнес-моделей их использования. Кроме того, эти фирмы выступают системными интеграторами и самостоятельно разрабатывают некоторые дополнительные технологии узкого назначения. Лидеры сегмента у всех на слуху: Uber, Lyft и Gett.

Какое место в этой отрасли могут занять белорусские производители? Есть перспективы в первую очередь у разработчиков программного обеспечения. К основным направлениям можно отнести как аутсорс-заказы, так и собственные продукты: у нас уже было несколько проектов мирового уровня в сфере машинного обучения. Возможно внедрение программных разработок в выпускаемые в Беларуси автомобильные шасси, подобно тому как в России Cognitive Technologies сотрудничает с КАМАЗом.

Небезынтересно отметить восьмое место Geely в рейтинге самых влиятельных автопроизводителей. Не исключено, что когда-нибудь на белорусских сборочных линиях мы увидим и китайских автороботов.

Подписка на робомобили + ПВТ + Tesla + IT
25 апреля 2019
Американский производитель электромобилей Tesla начал 2019 год с убытков.
16 апреля 2019
Работник Парка высоких технологий уплачивает в 1,25 раза больше налогов, чем среднестатистический работник в экономике.
04 апреля 2019
Администрация Парка высоких технологий продолжает регистрировать новых резидентов. Последний призыв — 56 компаний. После него число резидентов ПВТ превысило полтысячи и достигло 505.
21 марта 2019
Белорусский предприниматель и венчурный инвестор Виктор Прокопеня удостоен премии "Westernization Award" американского центра "StrategEast".
15 марта 2019
Tesla официально представила среднеразмерный кроссовер Model Y. Это уже пятый легковой автомобиль в модельном ряду американского производителя электрокаров.
12 марта 2019
Производитель электромобилей Tesla отказался от планов закрыть большинство розничных магазинов, что позволило бы компании снизить цены на свою продукцию в среднем на 6%.

Страницы