Апрель 29, 2020

Кто долетит до июня

Мария САДОВСКАЯ

В марте 2020 года в Евросоюзе совершено на 86 % меньше полетов, чем год назад. А впереди еще почти полтора месяца беспрецедентных ограничений, связанных с распространением COVID­19.

По данным Европейского агентства по безопасности воздушной навигации (Евроконтроля), большинство мартовских перелетов были либо грузовыми перевозками, либо специальными рейсами по возвращению домой застрявших за границей граждан ЕС.

Восьмого апреля Еврокомиссия рекомендовала всем странам — членам ЕС продолжить закрытие внешних границ для большинства граждан третьих стран как минимум до 15 мая. И хотя Брюссель не выдал распоряжений по поводу внутренних перелетов по Союзу, правительства не спешат восстанавливать авиасообщение. Это не может не отразиться на состоянии авиакомпаний, которые все чаще запрашивают государственную поддержку.

По данным Международной организации воздушного транспорта (IATA), на спасение авиаком­паний от краха в мире может понадобиться до 200 млрд евро. Значительная часть этой поддержки понадобится европейским авиакомпаниям. Разрешение оказывать господдержку бизнесу, в том числе авиакомпаниям, Европейская комиссия выдала еще в марте.

Компания Lufthansa Group, по словам ее гендиректора Карстена Шпора, теряет «миллион евро ликвидных резервов в час, днем и ночью». Поэтому ей понадобится государственная помощь во всех четырех странах, где находятся ее основные или дочерние авиакомпании: Германии, Австрии, Бельгии и Швейцарии. В группу Lufthansa помимо одноименной авиакомпаний входят также Brussels Airlines, Swiss, Eurowings и Austrian Airlines. Если до пандемии они перевозили 350 тыс. пассажиров в сутки, то к началу апреля — лишь около 3 тыс. При этом на начало кризиса у компании было около 4 млрд евро финансовых резервов. Несмотря на то что госпомощь возможна, компания начала сокращения. В частности, она избавляется от 40 самолетов и закрывает бюджетную авиалинию Germanwings, входившую в Eurowings, а это 7 тыс. рабочих мест, в том числе 1,4 тыс. сотрудников Germanwings.

Brussels Airlines «из-за низкого спроса» как минимум до 15 мая прекращает все полеты. Правла, правительство Бельгии уже заявило, что готово выделить кредиты на 50 млрд евро, и получило на это разрешение от Еврокомиссии.

По данным французского издания Les Echos, немалые потери, 25 млн евро в сутки, и у Air France KLM. При этом благодаря поддержке французских властей компания уже сэкономила около миллиарда евро на выплате заработной платы. Компания ведет переговоры о поддержке и с французским, и с голландским правительствами, так как обоим принадлежит по 14 % акций. По оценкам компании, в ближайшие несколько месяцев самолеты KLM и Air France будут перевозить не более 10 % от прошлогоднего объема пассажиров. В марте же количество перелетов снизилось на 60 %.

Швеция 11 апреля выделила 445 млн евро в качестве помощи всем авиакомпаниям, имеющим лицензию на коммерческие перелеты в Швеции (кроме нерегулярных пассажирских перевозок). Главным получателем помощи станет компания Scandinavian Airlines (SAS), которой совместно частично владеют шведское и датское правительства. В марте SAS временно уволила (отправила в неоплачиваемый отпуск) 90 % своих работников, около 10 тыс. человек. Часть из них прошла обучение оказанию помощи больным и на время вынужденного простоя будет работать при больницах в скандинавских странах.

Итальянские власти, не сумев продать авиакомпанию Alitalia, решили перевести ее в государственную собственность. Сейчас у нее 93 самолета и около 12 тыс. работников.

В то же время ЕС обязало авиалинии вернуть пассажирам деньги за билеты, которые пропали из-за пандемии (в случае если путешественников не устраивает перенос дат). Вдобавок к потерям от нереализованных полетов это может значительно ослабить финансовое положение авиаперевозчиков.

Британская компания easyJet в конце марта полностью прекратила полеты.

В то же время венгерская компания Wizz Air в марте перевезла на 50 % меньше пассажиров, чем в феврале, но массово полеты не отменяет. Правительство Венгрии открыто поддерживает Wizz Air, но не деньгами, так как, по словам гендиректора авиакомпании Йозефа Варади, у нее есть резерв на полтора года предстоящих сложностей. Третьего апреля гендиректор выступил с критикой крупных авиакомпаний, требующих помощи у властей своих стран. В интервью агентству Bloomberg он обвинил их в плохом планировании ликвидности и добавил, что поддержка больших авиакомпаний со стороны правительств может создать неравные конкурентные условия для коммерческих бюджетных авиалиний, которые до эпидемии были более конкурентоспособными. Чтобы удержаться на плаву, Wizz Air сократила заработные платы своих сотрудников и топ-менеджеров.

Запасы примерно на 18 месяцев — 4 млрд евро — есть и у ирландского лоукостера Ryanair. Сейчас компания перевозит не более 10 % от своего обычного количества пассажиров.

Бюджетная авиакомпания Norwegian Air находится в особенно сложной ситуации. Мало того что ей, как и остальным, пришлось отправить в неоплачиваемый отпуск тысячи работников и просить о госпомощи, правительство Норвегии готово предоставить эту помощь лишь при определенных условиях. Финансовые сложности Norwegian Air начались более двух лет назад, поэтому, несмотря на готовность властей выделить около 200 млн евро на ее ликвидность, получение 90 % этой суммы зависит от способности авиакомпании провести реструктуризацию. Norwegian Air обратилась к своим инвесторам и кредиторам с предложением обменять свою задолженность размером в 4 млрд евро на акции. Предложение будет рассмотрено на внеочередном собрании акционеров в мае 2020 года.

Польская национальная авиакомпания LOT 13 апреля решила отказаться от покупки немецкого авиаперевозчика Condor, которая планировалась на апрель. Самолеты этой чартерной немецкой авиакомпании, попавшей в сложную ситуацию из-за банкротства британского турагентства Thomas Cook, должны были послужить развитию новых направлений польского перевозчика. Теперь же это практически невозможно. При этом, как сообщает агентство Reuters, власти ФРГ не исключают национализации Condor взамен на прощение долга в 380 млн евро. Сама авиакомпания, принадлежащая поддерживаемой государством Польской авиационной группе (PGL), пока не обращалась за финансовой помощью.

Международная авиационная группа (IAGGroup), владеющая авиакомпаниями British Airways, Aer Lingus, Vueling, Iberiaи LEVEL, на 90 % снизила количество перелетов на апрель и май. Компания предложила ряду работников добровольно уйти в отпуск, сократила рабочий день, снизила расходы на IT и ряд других не связанных напрямую с полетами расходов. В то же время группа заявила, что на 12 марта ее ликвидные резервы составляли 9,3 млрд евро и она не нуждается в поддержке от властей стран, где находятся ее дочерние авиалинии.

Подписка на Все
03 декабря 2020
Предприниматель Микита Микадо заявил, что из Беларуси уже уехали тысячи IT-специалистов.
03 декабря 2020
Реактор первого энергоблока Белорусской АЭС (БелАЭС) планово остановлен, тестирование систем продлится до 11 декабря, сообщило министерство энергетики Беларуси.
03 декабря 2020
Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) назвали перспективы вакцин против COVID-19 феноменальными и такими, которые могут потенциально изменить правила игры
03 декабря 2020
В Беларуси по состоянию на 3 декабря зарегистрировано 141 тыс. 609 человек с положительным тестом на COVID-19.
03 декабря 2020
Правительство Беларуси подготовило проект целевого прогноза социально-экономического развития страны на 2021-2025 годы, предполагающий рост ВВП на 21,5% за пятилетку против увеличения на 3,5% за предыдущие пять лет.
03 декабря 2020
Экономический суд столицы удовлетворил иск министерства информации Беларуси и лишил порта TUT.BY статуса сетевого СМИ.

Страницы