Декабрь 10, 2019

Кредит на зарядку

Олег ПЕТРУШЕВИЧ

«Белоруснефть» и Европейский банк реконструкции и развития на этой неделе подписали меморандум, который может привести к выделению кредита на развитие сети электрозарядных станций для автомобилей в Беларуси.

На данном этапе партнеры намерены подготовить технико-экономическое обоснование, затем уже будет решаться вопрос о финансировании или софинансировании проекта. Приступить к подготовке ТЭО планируется в начале 2020 года.

Где можно зарядить электромобиль в Беларуси? Оператором по развитию государственной сети зарядных станций для электромобилей была определена «Белоруснефть». Создание сети предусмотрено соответствующей госпрограммой, утвержденной правительством год назад и рассчитанной до 2030 года. К этому сроку в стране должны работать 1304 зарядные станции, в том числе 1224 станции типа Mode 3 и Mode 4.

С помощью Mode 3 можно зарядить аккумулятор электрокара постоянным током за 4–8 часов. Системы быстрой зарядки постоянным током Mode 4 позволяют восстановить до 80 % заряда за 15–30 минут. На основных магистралях планировалось установить 80 станций Mode 4 через каждые 50–70 км; 24 супербыстрых комплекса собирались поставить в Минске и областных центрах, а также на основных магистралях с шагом 120–150 км.

Программа разбита на три этапа. На первом, до 2021 года, планируется установить 431 зарядную станцию в Минске, областных центрах и на дорогах категорий М. Второй этап, на 2022–2025 годы, предполагает установку 144 станций в Минске, 278 – в областных центрах и городах. На дорогах категорий М/Р/Е должны быть установлены 44 станции Mode 4. В Минске и на основных магистралях появятся 20 комплексов супербыстрых зарядок. На последнем этапе, до 2030 года, запланировано еще 113 заправок в Минске, 117 – в областных центрах, 177 – в других городах, и 5 супербыстрых в областных центрах.

Согласно программе финансировать программу «Белоруснефть» должна была за счет собственных средств. При этом в прошлом году указом президента были предоставлены льготы по НДС и таможенным пошлинам при ввозе зарядных устройств для электромобилей. Учитывая сложную ситуацию в нефтепереработке и торговле топливом из-за российского налогового маневра, «Белоруснефть» явно заинтресована в привлечении внешнего финансирования, особенно по ставкам, которые предлагает Европейский банк реконструкции и развития. Компания заявила и о контактах с другими международными финансовыми организациями с целью привлечения средств.

В постановлении Совмина содержатся данные на 1 августа 2018 года. Тогда в нашей стране действовало 45 зарядных станций для электромобилей, 19 из них были установлены на заправках «Белоруснефти» (пять станций Mode 3 и тринадцать станций Mode 4), еще 26 зарядок принадлежали другим организациям, при этом станций класса Mode 4 у них не было.

В сентябре 2019 года на конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь. Производство, трейдинг, розница» заместитель гендиректора «Белоруснефти» по строительству, общим вопросам и идеологической работе Андрей Котик сообщил о наличии у компании уже 129 зарядных станций. Если посмотреть на карту АЗС, размещенную на сайте РУП «Белоруснефть», то можно увидеть, что зарядить электромобиль можно в 92 точках страны. При этом удалось охватить почти все основные транспортные коридоры, которые включают дороги не только категории М, но и Р. Понятно, что шаг размещения зарядных станций пока превышает 50–70 км, но расстояние между ними меньше запаса хода большинства электрокаров. При необходимости пересечь Беларусь на электромобиле уже возможно. Кроме того, станции устанавливаются не только на АЗС, но и на парковках, в жилых массивах – там, где они могут быть востребованы. Более половины точек на карте отмечены в Минске и его пригородах. Единственной обделенной электрозаправками трассой, если верить карте на сайте «Белоруснефти», остается М10.

Нужно отметить, что для привлечения и создания комфортных условий для клиентов кроме «Белоруснефти» зарядные станции устанавливают и другие сети АЗС, причем компании, связанные не только с топливным бизнесом, но и ретейлом, банками. Электрозаправку может поставить и товарищество собственников, организация застройщиков. Так что плотность зарядных устройств заметно выше, особенно в крупных городах.

По словам Андрея Котика, планируется, что в 2021 году число станций вырастет до 500, а с 2022 года «Белоруснефть» начнет устанавливать супербыстрые зарядки. Понятно, что для осуществления этих планов внешнее финансирование лишним не будет.

Для кого строится сеть? В программе развития сети электрозаправок содержится и оценках парка электрокаров в 2026–2030 годах: ожидается, что он составит более 25 тыс. единиц. Исходя из сегодняшних цифр, оценка может показаться невероятной. Точной статистики количества электрокаров на сегодняшний день в Беларуси пока нет. По различным оценкам, их число составляет от 200 до 360 единиц. При этом официальные дилеры, по информации БАА, пока продают считанные единицы.

Прототип белорусского электромобиля был показан еще в 2017 году. Его сделали в Академии наук на базе седана Geely. При этом как по запасу хода, так и по скоростным характеристикам он заметно уступал китайскому электрокару, созданному Geely на той же базе. Самое главное, что ученые использовали недостаточное количество компонентов отечественного производства, чтобы машину назвать белорусской. Нужно было создавать компонентную базу, чем и занялась Академия наук, объявив несколько конкурсов на разработки. В последнее время ученые заявили о создании уже нескольких машин, среди них и минивэн на базе китайского Joylong. Возможно, минивэн будет представлен широкой пуб­лике в 2020 году.

Пытаются оседлать электроволну и частные производители. В прошлом году «Юнисон» подписал с китайской компанией Zotye International Automobile Trading соглашение об организации в Беларуси производства электромобилей. В нашей стране уже производится компактный электрокар Zotye E200. Заднеприводной хэтчбек имеет пробег до 220 км, двухместный салон, скорость до 120 км/ч. На сайте компании заявлена цена в 39,99 тыс. рублей. Для сравнения: по данным БАА, лидером продаж в первом полугодии 2019-го стала бензиновая Lada Vesta с ценовым диапазоном от 20,74 тыс. до 27,17 тыс. рублей в зависимости от комплектации.

Электрокары пока остаются дороже обычных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. В массовом сегменте, где решающим фактором является цена, они не конкурентны.

Смена потребительских предпочтений ожидается не раньше 2025 года. Пока же продажи электромобилей во многом зависят от наличия различных форм государственной поддержки, которая выражается в том числе в виде прямых субсидий. Беларусь не в состоянии запускать подобные программы для стимулирования спроса на электромобили. Изменится ли что-либо в этом плане в течение ближайших пяти лет, сказать трудно. Вероятно, от этого зависят не только совместные проекты с китайскими компаниями, но и судьба белорусского электромобиля.

Вместе с тем в части пассажирского транспорта Беларусь активно принимает участие в его электрификации. В нашей стране выпускаются как электробусы, так и троллейбусы с автономным ходом. Последние могут отключаться от контактной сети и проезжать автономно до 15 км. Такие машины дешевле электробусов и скоро появятся в Минске.

«Белкоммунмаш» в этом году уже реализовал более девяти десятков электробусов. В основном их закупили для Минска, но были поставки и в Азербайджан. Машины активно продвигаются не только в странах СНГ, но и в Евросоюзе. В ноябре было подписано соглашение о создании сборочного производства в Великобритании. Специальный праворульный электробус уже показан и тестируется в этой стране. Недавно делегация «Белкоммунмаша» провела ряд переговоров в Испании.

 

Подписка на Все
25 января 2021
Беларуси через 20-25 лет будет нужна третья АЭС, считает председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков.
25 января 2021
С какими основными проблемами столкнулся бизнес за последнее время и мог ли кризис стать для предпринимателей временем возможностей?
25 января 2021
На совещании с руководством Совмина Александр Лукашенко потребовал введения самых жестких мер за неуплату налогов. С того ли начинает власть, поинтересовались мы у руководителя одного из бизнес-­союзов.
22 января 2021
Россия выплатила первый транш компенсации Мозырскому НПЗ за грязную нефть.
22 января 2021
Для страны важно ввести в эксплуатацию комплекс замедленного коксования (КЗК) на "Нафтане", потому что через увеличение глубины переработки и выпуска нефтепродуктов мы компенсируем потери от российского налогового маневра.
22 января 2021
Грузия полностью отменит ограничения на международное регулярное авиасообщение с 1 февраля 2021 года.

Страницы