Август 21, 2017
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Внедрение в Беларуси рыночного надзора за безопасностью продукции, предусматривающего общественный контроль, может стать новым этапом в жизни белорусского бизнеса и контролирующих органов.

 

Пакет проектов документов, которые должны исключить излишние требования к бизнесу, содержит в том числе изменения и дополнения в известный указ от 16.10.2009 № 510, регулирующий контрольную (надзорную) деятельность. В свое время этот указ был довольно революционным, поскольку на самом деле ввел контрольную деятельность в четкий правовой режим.

К сожалению, не все предложения бизнеса были учтены, и сейчас делается попытка решить оставшиеся проблемы. Например, в свое время бизнес-сообщество не смогло дезавуировать предложения о введении мониторинга, который практически не отличается от общего контроля, однако не подпадает под жесткие требования, предъявляемые к общей надзорной деятельности. Благо, удалось «отбить» инициативу о введении понятия «обследование», которое предоставляло контролерам практически неограниченные возможности, но также не подпадало под действие общих норм указа.

Ни для кого не секрет, что сегодня и мониторинг иногда служит своеобразной «форточкой» для отдельных контролеров. Меры, используемые ими при мониторинге, мало отличаются от тех, которые применяются при обычных проверках. Тем не менее после выхода указа бизнес-сообщество перестало ставить надзорную нагрузку на первое место в списке барьеров для бизнеса.

Пока существуют государство, устанавливаемые им нормы и правила поведения, будет сущест­вовать и контроль. Однако он не должен быть разорительным для бизнеса и являться препятствием для развития, как это иногда происходит. Тем более контроль не должен использоваться для оказания давления, в коррупционных целях.

В связи с вышесказанным необходимо еще раз обратить внимание на профилактическую, а не фискальную направленность контроля. Например, заслуживает внимания инициатива о создании в Беларуси с учетом лучшего зарубежного опыта института рыночного надзора за безопасностью продукции. Уже подготовлен даже соответствующий законопроект. Его суть заключается в следующем: в отношении продукции, которая может представлять угрозу общест­венным интересам либо иным образом не соответствует установленным требованиям, применяются ограничительные меры, в том числе предусматривающие информирование общественности.

Проект закона довольно четко регулирует процедуры надзора, права и обязанности субъектов хозяйствования и контрольных органов. Основная идея заключается в переходе от тотального надзора за производителями к контролю на рынке, предполагающему широкое привлечение и информирование общественности, в том числе проведение проверок по обращениям потребителей. Ситуации, в которых будут проводиться проверки, в законопроекте четко оговорены. Система рыночного надзора предполагает взаимодействие и обмен информацией между органами рыночного надзора. Кроме того, предусматривается создание специальной информационной системы и межведомственного координирующего органа, в который войдут и представители бизнес-сообщества.

Вероятно, надзор будет всегда, но он не должен превращаться в самоцель, а деятельность контролеров — оцениваться размерами штрафных санкций.

 

Материал опубликован в №31 газеты "Белорусы и рынок" от 19 августа 2017 года. Оформить подписку.

Подписка на контроль + раскрепощение бизнеса
14 декабря 2017
Они увязаны с пакетом документов о либерализации условий ведения бизнеса.
04 декабря 2017
Изменения в законодательстве о контрольной деятельности укладываются в реализацию программы по либерализации экономики и являются хорошим сигналом для бизнеса.
02 декабря 2017
Деловое сообщество считает необходимым разъяснить норму декрета № 7 об усилении персональной ответственности директора. Из документа не ясно, за какие провинности руководитель предприятия может получить штраф до двухсот базовых.
25 ноября 2017
Деловое сообщество оценивает подписанный президентом декрет № 7 «О развитии предпринимательства» как прогрессивный, но считает, что он больше поможет новым бизнесам, нежели действующим, и призывает продолжить либерализацию.
24 ноября 2017
Декрет «О развитии предпринимательства», подписанный президентом накануне вводит мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин.
24 ноября 2017
Кроме того, для компаний сняты ограничения по требованиям к водителям для международных перевозок

Страницы