Январь 27, 2021

"Клуб реализаторов". Кто из иностранцев помогает Лукашенко с экспортом

Если основные объемы экспорта в Россию белорусский госсектор обеспечивает через собственные сбытовые структуры или не искорененных, несмотря на все угрозы, частных посредников с белорусскими паспортами, то на высококонкурентных рынках Европы, Северной Америки и Азии ситуация иная. Здесь за время правления Лукашенко получила распространение практика организации совместных схем или совместных бизнесов с иностранцами.

Некоторые такие бизнес-кейсы насчитывают десятки лет, и в их рамках на перепродаже белорусской продукции сделало себе капиталы не одно поколение местных бизнесменов-посредников. О том, кто из иностранцев учит власти Беларуси и помогает им продавать продукцию государственных фабрик и заводов, в новой части исследования газеты «Белорусы и рынок» об элитном «клубе реализаторов».

Продавая свои компетенции, базы клиентов и снижая тем самым порог входа на такие рынки, в ответ посредники на Западе ждут только высоколиквидную продукцию.

Но, увы, большим ее ассортиментом белорусский госсектор похвастаться не может. При этом из и без того небольшого перечня сразу исключаются стратегические высокомаржинальные товары. Их реализацию власти не доверяют никому, кроме как собственным госменеджерам и максимально лояльным бизнесменам, к тому же работающим под присмотром чуть ли не всех силовых структур. К таким товарам можно отнести, например, нефтепродукты, которые до последнего времени вырабатывались из дешевой российской нефти, а также продукцию спецназначения — вооружения и связанные с ними технологии.

В итоге список «ликвида» де-факто скукоживается до двух категорий: уникальных в масштабах мира или региона товаров и продукции, удачно вписавшейся по сочетанию «цена-качество» в некоторые рыночные сегменты.

Удобренческая элита

К категории уникальных продуктов относятся калийные удобрения. Это тоже стратегический и высокомаржинальный продукт. И есть гострейдер (Белорусская калийная компания), тоже находящийся под пристальным контролем силовиков. Но из-за специфики этого рынка, а также с целью повышения доходности власти все-таки пошли на то, чтобы на стадии логистики и оптовых поставок поделиться своими прибылями с некоторыми западными бизнесменами.

В главного помощника «Беларуськалия» и Белорусской калийной компании в логистике калийных удобрений за последние шесть-семь лет вырос литовский бизнесмен Игорь Удовицкас.

На этом пути владельцу клайпедской экспедиторской компании Ferteksos transportas (создана в 1994 году) и терминала насыпных грузов Biriu kroviniu terminalas (введен в эксплуатацию в 2002-м) пришлось сначала дожидаться, пока из-за несговорчивости латвийских стивидоров белорусы перекинут основные потоки транзита удоб­рений из Вентспилса на Клайпеду. В итоге в 2007 году Клайпеда опередила Вентспилс по перевалке и через несколько лет стала главным транзитным портом для «Беларуськалия». А в 2013-м Игорь Удовицкас сделал подкупающее амбиции белорусских властей предложение, которое заставило Минск отказаться от услуг расположенного в Клайпеде государственно-частного терминала KLASCO и практически полностью сосредоточить перевалку калийных удобрений через Biriu kroviniu terminalas (BKT).

Предложение заключалось в создании совместного бизнеса по эксплуатации и развитию терминала. В 2013 году «Беларуськалий» за 30 млн долларов стал владельцем 30 % доли в BKT, обязавшись вложить деньги в его модернизацию и расширение и, естественно, в загрузку мощностей.

До вхождения «Беларуськалия» мощности BKT по перевалке составляли 7 тыс. т удобрений в год. Совместно вложив около 100 млн евро, партнеры к 2020 году расширили пропускную способность терминала до 16 млн т.

В настоящее время BKT обеспечивает перевалку около 10 млн т удобрений (98 % — продукция «Беларуськалия»), что составляет около 20 % всего транзита через Клайпедский государственный морской порт. Партнеры рассчитывают, что на полную загрузку BKT выйдет в 2025 году, когда через него пойдет продукция второго белорусского производителя калийных удобрений — «Славкалия».

В 2019 году для наращивания объемов транзита через Клайпеду «Беларуськалий» и Ferteksos transportas договорились было о вхождении белорусского предприятия в еще один терминал Удовицкаса — Nemuno terminalas. Но в конце 2019 года возможная сделка была заблокирована властями Литвы «из-за угрозы национальной безопасности».

В Польше, которая с советских времен является крупнейшим в Европе покупателем белорусского калия, доставку продукта к конечному потребителю обеспечивают два крупных оптовика: AurePio и Chemagrotrade.

Крупнейший и старейший из них — AurePio — ведет свою историю с 1993 года и на протяжении многих лет пользовался преимуществом. Дело в том, что польский рынок был одним из немногих, на который «Беларуськалий» поставлял свою продукцию напрямую, минуя посредников вроде Международной калийной компании и Белорусской калийной компании времен партнерства с Дмитрием Рыболовлевым и Сулейманом Керимовым. На AurePio, по собственным оценкам компании, приходится до 70 % польского рынка калийных удобрений. Она поставляет удоб­рения как местным химическим предприятиям, так и дистрибьютерским структурам и фермерским хозяйствам.

Владельцем AurePio, которая за это время разрослась в группу предприятий по торговле разными видами удобрений и технической солью (в ее рамках за калийное направление отвечает AurePio-Kalij), является семья Мелехов. Основной бенефициар группы — Тереза Божена
Мелехов
 — в 2015 году вошла
в топ-100 самых богатых польских бизнесвумен по версии издания Puls Biznesu.

В лице семьи Мелехов «Беларуськалий» получил серьезного лоббиста своих интересов на рынке Евросоюза. В 2003 году компания AurePio инициировала создание Ассоциации импортеров и потребителей калийной соли, которая отстаивала интересы торговцев и фермеров перед Еврокомиссией. И в том, что в 2011 году Европейская комиссия все-таки отменила действовавшие с середины 90-х годов антидемпинговые пошлины на калийные удобрения из Беларуси и России, во многом заслуга ассоциации и AurePio.

Второй оптовик — Chemagrotrade — появился на польском рынке в 2006 году и имеет российские корни. Его главным бенефициаром называют бывшего вице-президента Международной калийной компании Андрея Епифанова.

В Украине, где рост спроса на калийные удобрения заставил БКК и «Беларуськалий» открыть в 2016 году дочернюю структуру, местный партнер появился в учредителях трейдера «Агророзквит». Сорокапроцентную долю в нем получила зарегистрированная на Британских островах компания «Агрофертранс». Ее конечным бенефициаром сегодня является украинский гражданин Александр Скрипка. Ранее владельцем «Агрофертранса» называли гражданина Швейцарии Людовика Шарля Жана Вербиста.

Интересно, что эта компания имеет бизнес и на территории Беларуси: с 2015 года она входит в капитал зарегистрированной в СЭЗ «Гродноинвест» фирмы «Белагроферт». Здесь партнером «Агрофертранса» является одна из структур Управления делами президента Беларуси — «Беларусьторг». Вместе они инвестировали в строительство и эксплуатацию завода по выпуску новых видов удобрений — сульфата аммония и микробиологических и комплексных органоминеральных удобрений. В соответствии с бизнес-планом 80 % производимой продукции планируется экспортировать.

Австрийские «металлисты»

Продукция Белорусского металлургического завода (БМЗ) не уникальна, но вполне конкурентна и в Европе, и в США. Перманентная модернизация жлобинского производства поз­воляет сохранять и развивать базу, заложенную советскими и иностранными специалистами при строительстве завода в конце 80-х — начале 90-х годов.

В числе тех, кто принимал непосредственное участие в запуске самого крупного металлургического производства на территории Беларуси, был австрийский бизнесмен, основатель и владелец трейдинговой компании Pisec Group Карл Писец-старший. Влиятельное лицо в политике и экономике Австрии, он на протяжении почти 13 лет представлял в Федеральном собрании Австрийскую народную партию (OeVP), занимал руководящие должности в различных государственных и общественных бизнес-структурах. Созданная им в 1950 году Pisec Group стала важным посредником в торговле между странами Запада и советского блока.

В 1994 году Карл Писец-­старший отдал бразды правления бизнесом своему наследнику Карлу Писецу-младшему. Последний в 1998 году трансформировал сотрудничество с БМЗ в совместное предприятие Bel Kap Steel, которое начало продвигать белорусский металлопрокат на один из самых крупных рынков мира — в США. Центральный офис этой компании расположен в Майами, во Флориде.

БМЗ и Pisec Group Holding имеют в совместном предприятии по 50 % долей, Bel Kap Steel продает в США металлокорд, бесшовные цельнотянутые трубы, бруски, другую стальную продукцию. Жлобинская металлопродукция в течение почти двадцати лет является одной из крупнейших экспортных позиций Беларуси на американском рынке и достаточно конкурентоспособна там, о чем свидетельствует хотя бы такой факт, что БМЗ неоднократно становился объектом антидемпинговых разбирательств со стороны министерства торговли США.

Bel Kap Steel работает с потребителями и на других континентах. В частности, совместная компания БМЗ и семьи Писецов имеет офисы в Рурской области в Германии и в литовской Клайпеде. В самом Минске открыто представительство Pisec Group Holding.

Сотрудничество между белорусскими властями и Pisec Group Holding порой выходило за рамки помощи в реализации металлопроката: австрийская компания занималась и продажей белорусских лесоматериалов, а в 2001 году Pisec Group даже пыталась получить вторую лицензию на строительство и эксплуатацию в Беларуси сотовой связи в стандарте GSM. В ходе тендерных торгов австрийская фирма вошла в финальный пул из пяти претендентов, но в итоге уступила российской МТС.

В 1996 году в австрийском Линце открылось еще одно совместное предприятие с участием БМЗ — Belmet Handelsgesellschaft. Доля белорусского предприятия в нем, как и в случае с Bel Kap Steel, составила 50 %. Другой половиной владеет местная компания Systems Beteiligungsgesellschaft, которая, в свою очередь, входит в состав многопрофильной группы Athor Holding Вальтера и Максимиллиана Ортнеров.

Эти австрийские бизнесмены занимаются недвижимостью, инвестируют в проекты в других отраслях, но наиболее известны металлотрейдерским бизнесом. Под совместным с белорусами брендом Belmet работают дочерние предприятия в Польше, ОАЭ и Сербии.

Как и Писецы, Ортнеры были не прочь «расширить горизонты» за счет проектов на территории Беларуси. Несколько лет назад
Athor Holding участвовал в создании дочерней компании по торговле на белорусском рынке медицинскими реагентами.

В других странах у БМЗ тоже есть партнеры, которые помогают с реализацией. В Германии работает первая в истории предприятия зарубежная компания — Belastahl AuЯenhandel GmbH. Она была открыта в 1994 году в Берлине и специализируется на поставках металлокорда, проволоки, арматурной стали немецким потребителям, а с конца 2010-х продает бесшовные трубы в Польшу, Чехию и Словакию. В Belastahl AuЯenhandel GmbH БМЗ принадлежит 60 %, остальная доля распределена между немецкими партнерами.

Друзья по БелАЗам, тракторам и дорогам

К уникальной продукции можно отнести и большегрузную технику жодинского БелАЗа. На олигополистическом рынке БелАЗ — один из немногих, и этот факт интересен его партнерам по дилерским и сервисным компаниям.

Партнеры у белорусского объединения есть почти на всех континентах — от Евразии до Африки, от Австралии до Северной и Южной Америки.

В Индии, Китае, странах Южной Америки (Венесуэле, Чили, Перу, Аргентине) они представлены дочерними или зависимыми обществами. «БелАЗ-холдинг» является также совладельцем дилера Belazia PTE, который работает с клиентами в Индонезии, Мьянме, Малайзии, Таиланде, на Филиппинах, а также в Анголе. Некоторые дилеры, такие как Sohra Overseas в Зимбабве, контролируются белорусскими бизнесменами.

Европейский рынок в основном поделен между несколькими крупными дилерами, созданными местными партнерами. Зарегистрированная в Швейцарии компания Premar Services, согласно информации с официального сайта «БелАЗ-холдинга», отвечает за Австрию, Боснию и Герцеговину, Северную Македонию, Сербию, Словению, Хорватию, Черногорию и Турцию. «Белаз София» работает по Болгарии, Греции и тоже по Северной Македонии. Эстонская компания А.К.К. продвигает жодинскую технику в Эстонии, Литве, Латвии, Финляндии и Норвегии.

Самый крупный по охвату бизнес по торговле и техническому обслуживанию БелАЗов в Европе создали соседи — польская семья Сверч. Ее представители являются владельцами Polmark Kielce — компании, которая более 25 лет поставляет БелАЗы в Европу, осуществляет гарантийное и постгарантийное сервисное сопровождение и производит ремонт машин и основных узлов. Клиентами Polmark Kielce являются польские горнорудные предприятия, а также компании в Бельгии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Словакии и Чехии.

Из представителей белорусского машиностроения развитой партнерской сбытовой сетью на рынках дальнего зарубежья с «БелАЗ-холдингом» может сравниться «МТЗ-холдинг». Правда, продукция его не уникальна, а приемлемо сочетается по цене и качеству. Задача партнеров сводится к тому, чтобы продукцию красиво упаковать и своевременно обслужить при возникновении такой необходимости.

МТЗ имеет несколько десятков участников собственной товаропроводящей сети (Belimpex Handels в Германии, «Беларус Агро-трейд» в Болгарии, Belarus Traktor в Венгрии, Belarus-Agropanonka в Сербии и др.), а также группу партнерских компаний. Среди последних выделяются французская PondIA (она представляет технику МТЗ в Бельгии, Люксембурге и ряде стран Африки и Латинской Америки) и недавно полностью перешедший под контроль местного партнера латвийский дилер MTZ-Serviss.

Выше мы рассказывали, что партнером Белорусской калийной компании в украинском трейдере «Агророзквит» является гражданин Украины Александр Скрипка. Вообще местные «агенты влияния» для приходящих на украинский рынок иностранных компаний — распространенная практика, в том числе и для компаний белорусского госсектора.

В 2017 году на украинский рынок вышла компания «Белстройматериалы», 49-процентную долю в созданной для оптовой торговли дочерней структуре «Белстройматерилы-Украина» получила компания «Вайт Инвестмент» украинки Татьяны Мартемьяновой.

Аналогичная ситуация и с, пожалуй, одним из самых успешных представителей белорусского госсектора в Украине (за исключением, конечно, нефтетрейдера БНК) — компанией «Белавтодор-Украина». Она зарегистрирована в 2015 году, но жизнь в нее через два года вдохнули договоренности между Александром Лукашенко и Петром Порошенко о привлечении белорусских подрядчиков к ремонту и строительству автомобильных дорог у нашей южной соседки.

Белорусская сторона («Белзарубежторг», «ДСТ № 2, г. Гомель», «ДСТ № 4, г. Брест» и «ДСТ № 6») получили в уставном капитале «Белавтодор-Украина» 50 %. Второй половиной первоначально владела девелоперская компания «Недвижимость столицы» бизнесмена Игоря Князева. В 2018 году украинский партнер сменился. Теперь белорусским дорожникам помогает владелец «Финансовой компании «Финанс Капитал» Геннадий Частяков.

Подписка на Все
02 марта 2021
С 2001 по 2019 год Беларусь потеряла 9,3 % лесного покрова — 845 тыс. гектаров. Таковы пугающие данные из последнего доклада Global Forest Watch. Правда ли, что наши леса нещадно вырубаются, и грозит ли ныне живущим белорусам увидеть исчезновение зеленых рощ, попыталась разобраться газета «Белорусы и рынок».
02 марта 2021
Суд признал виновными врача и журналистку по делу о «ноль промилле» у погибшего Романа Бондаренко.
02 марта 2021
Компания Mark Formelle представила уникальную для Беларуси капсульную коллекцию одежды Save the planet.
02 марта 2021
Александр Лукашенко утверждает, что никакого трансфера власти в республике быть не может.
02 марта 2021
Александр Лукашенко заявил, что не обсуждал на февральской встрече с президентом РФ Владимиром Путиным выделение Минску нового кредита, как и тему трансфера власти в республике.
02 марта 2021
Следственный комитет передал в прокуратуру документы на экстрадицию Светланы Тихановской. Её обвиняют в приготовлениях к массовым беспорядкам и к захвату зданий и сооружений в Гомеле.

Страницы