Август 26, 2019

Китай стал ближе

Олег ШЕПЕЛЮК

Есть ли у белорусских перевозчиков перспектива выстроить логистические цепочки и зарабатывать на доставке грузов из Поднебесной в Европу? Каковы перспективы мультимодальных перевозок?

Западный обход против бутылочного горлышка. С каждым годом грузопоток китайских грузов в Беларусь и Европу увеличивается. О новом Шелковом пути слышали все. Но ведь, помимо активно развивающихся железнодорожных перевозок, есть и другие пути сообщения — автомобильный и воздушный. Несмотря на это, белорусские власти делают ставку на развитие железнодорожных контейнерных перевозок грузов из Поднебесной в Старый Свет и обратно. Если в 2016 году по маршруту Китай — Европа — Китай проследовало 140 тыс. контейнеров, то в 2018-м — уже 325 тыс.

На новом Шелковом пути увеличивается не только количество грузов, но и скорость. Сегодня специализированные составы доезжают до Беларуси за две недели.

После запуска Западного обхода в Бресте, который позволит устранить проблему бутылочного горлышка, наверняка удастся повысить не только скорость перемещения контейнеров в Европу, но и объемы перевозки. К 2025 году власти планируют увеличить количество контейнеров, перемещенных из Китая в Европу и обратно, до миллиона единиц.

Для достижения этой цели разработана даже государственная программа.

На сегодняшний день около 94 % грузов доставляется из КНР в Европу Южным морским путем (он также входит в китайский проект, почему-то называемый «Один пояс — один путь»), остальное — по суше. Есть два конкурирующих сухопутных маршрута: северный (проходит по территории России) и южный (его активно развивают страны Средней Азии и Закавказья: возводят дорогостоящую инфраструктуру за китайские кредиты).

В ожидании китайского разрешения. Указывает ли приведенное выше соотношение на то, что перспективы развития автомобильных перевозок по маршрутам Китай — Беларусь и Китай — ЕС — Китай весьма радужны? Или же стоимость доставки грузов морским путем не оставляет вариантов для развития авто-, ж/д и авиаперевозок грузов из Поднебесной? С этими вопросами мы обратились к начальнику транспортно-экспедиционного отдела ЧП «Глас-Логистик» Анне Иванюте.

— Перспективы белорусских автомобильных перевозчиков в отношении доставки грузов из Китая в Европу (а именно это направление превалирует на маршруте: более 80 % потока приходится на западное направление) выглядят туманно. Возможности заработать на них невелики по нескольким причинам. Основная из них — стоимость услуг. Пока заказов нет, потому что европейским грузополучателям будет очень затратно отказываться от привычного варианта. На мой взгляд, даже железная дорога морской путь не перебьет, что уж говорить об авиаперевозках. Мультимодальная доставка по суше грузов из Китая в Европу заметно превышает стоимость морской перевозки, а автомобильным транспортом — в три раза и более.

— Пока автотранспортные предприятия, перевозящие грузы из Поднебесной, доставляют их от китайской границы. Каковы перспективы отечественных перевозчиков применительно к работе в самой КНР?

— Переговоры ведутся уже несколько месяцев, однако пока четкого ответа на вопрос, когда мы получим возможность работать в Поднебесной и получим ли вообще, нет. Китайцы защищают интересы своих перевозчиков. Если разрешение мы все-таки получим, появится реальная возможность перевозить грузы в/из центральной части КНР. Доставлять их до побережья, где проживает более 80 % населения Китая и сконцентрированы основные промышленные производства, с экономической точки зрения выгодно морем.

— Одной из возможностей является соединение в один рейс морских и сухопутных перевозок. Каковы перспективы такого сотрудничества?

— Мультимодальные перевозки (море + ж/д или море + авто) активно развиваются. Сначала груз морским транспортом прибывает в порт Риги или Клайпеды, а оттуда по шоссейным или железным дорогам отправляется в Беларусь. Мы предлагаем клиентам оба способа. Чаще выбирают море + авто, поскольку, несмотря на то что данный способ немного дороже, он быстрее и позволяет привезти контейнер после растаможки сразу на склад грузополучателя.

Доставка по железной дороге осуществляется только до станции Колядичи. Там груз растаможивается, после чего необходимо довезти его до склада грузополучателя. Преимущество железной дороги в том, что можно брать тяжелые контейнеры, которые не погрузишь на авто (либо для них нужен спецтранспорт грузоподъемностью 26—28 т) без каких-либо переплат.

Подписка на Все
20 января 2021
Продажи грузовиков МАЗ в России сократились в 2020 году более чем на 3%.
20 января 2021
Нацбанк изменил график проведения заседаний правления по вопросам денежно-кредитной политики.
20 января 2021
Правительство Беларуси расширило утвержден перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года.
20 января 2021
Белорусские синоптики предупредили об оранжевом уровне опасности в четверг из-за резкого потепления.
20 января 2021
Беларусь в январе-ноябре 2020 года экспортировала 7,38 млн тонн нефтепродуктов, что на 23,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.
20 января 2021
Евросоюз усилит роль евро как мировой резервной валюты по отношению к доллару, в том числе будет создавать деноминированные в евро активы, проводить эмиссию специальных евробондов, создавать цифровой евро, стимулировать более широкое использования евро странами-партнерами.

Страницы