Май 10, 2017
юрист Илона ФЕДОРУК

Судебная практика рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях будет усовершенствована во избежание судебных ошибок при их рассмотрении.

Постановление № 1, разъясняющее некоторые аспекты рассмотрения судами жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, Пленум Верховного Суда принял 30 марта 2017 года. Документ рекомендует судам строго соблюдать требования Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях (ПИКоАП) и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда от 30.09.2011 № 6 «О практике рассмотрения судами жалоб (протестов) на постановления по делам об административных правонарушениях».

Внесение изменений в последний из упомянутых документов было необходимо для его приведения в соответствие с ПИКоАП в части норм, касающихся обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях. Кроме того, в связи с объединением судебной системы уточнения требовали положения, регулирующие порядок рассмотрения жалоб районными (городскими) и экономическими судами.

Куда подать жалобу?

Порядок обжалования зависит от того, какой орган рассматривал дело. Так, жалоба на не вступившее в силу постановление суда о наложении административного взыскания подается в вышестоящий суд. Если же постановление вынесено не судом, а другим органом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, то можно обратиться с жалобой либо в вышестоящий орган, либо непосредственно в суд. При судебном обжаловании постановления по делу об административном правонарушении жалоба подается в районный (городской), областной или экономический суд.

Отметим, что обращение с жалобой в вышестоящий орган не лишает права на судебную защиту. При несогласии с решением вышестоящего органа можно обратиться в суд с жалобой на постановление, вступившее в законную силу. Отметим, что вступившее в законную силу постановление суда о наложении административного взыскания рассматривается председателем вышестоящего суда.

Как написать жалобу?

Довольно часто суды возвращают жалобы, потому что те не соответствуют предъявляемым к ним тре­бованиям. Согласно ст. 12.11 ПИКоАП, в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении необходимо указать орган, которому она адресуется, фамилию, имя, отчество и адрес гражданина или наименование и местонахождение предприятия. Кроме того, должны быть отмечены дата и номер постановления по делу об административном правонарушении, которое обжалуется, а также вынесший постановление орган.

В жалобе необходимо четко изложить доводы, по которым постановление должно быть отменено или изменено. Разумеется, жалоба должна быть подписана. Не стоит забывать, что ее подача в суд облагается госпошлиной. Документ, подтверждающий уплату пошлины, необходимо приложить к жалобе. Если обжалуется наложение дополнительного административного взыскания, то, согласно содержащемуся в постановлении № 1 разъяснению, государственная пошлина составляет одну базовую величину.

Пленум Верховного Суда проанализировал судебную практику и выяснил, что иногда суды необоснованно возвращали жалобы. В постановлении № 1 был разъяснен порядок их возврата. В частности, установлено, что суд, уполномоченный рассматривать жалобу, должен проверять, соответствует ли она требованиям, закрепленным в ст. 12.11 ПИКоАП.

Помимо того, Пленум Верховного Суда еще раз обратил внимание судов на ч. 4 ст. 12.11 ПИКоАП, согласно которой при несоответствии жалобы установленным требованиям она считается поданной, но возвращается постановлением суда, уполномоченного на ее рассмотрение. Таким образом, если постановление вынес районный суд Минска, то возвращать жалобу будет Минский городской суд.

Несмотря на то что случаев умышленного препятствования подаче жалобы Верховный Суд не выявил, постановление № 1 исключило эту возможность. При поступлении жалобы в суд первой инстанции он должен направить материалы в вышестоящий суд.

При возврате жалобы, не соответствующей установленным требованиям, назначается срок для устранения недостатков. Жалоба считается неподанной в случае пропуска этого срока.

Уложиться в срок

Согласно ч. 1 ст. 12.4 ПИКоАП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток. Срок подачи жалобы на не вступившее в законную силу постановление исчисляется со дня его объявления. Если речь идет о заявлении о составлении мотивировочной части постановления, то срок исчисляется со дня ее получения. Если постановление выносится в отсутствие лица, в отношении которого ведется административный процесс, то со дня получения им копии постановления.

Согласно постановлению № 1, жалоба, поданная позже установленного срока, должна быть возвращена тому, кто ее подал. Суд, уполномоченный рассматривать жалобу, выносит соответствующее постановление. Кроме того, он обязан разъяснить подавшему жалобу лицу порядок обращения с ходатайством о восстановлении срока. Нужно помнить, что если постановление по делу об административном правонарушении не обжаловалось до вступления в законную силу, то обжаловать его после вступления в законную силу нельзя.

Суд рассматривает жалобу в месячный срок со дня ее поступления. Исключение составляют жалобы на постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации: они рассматриваются в течение трех дней со дня поступления.

Лицо, ходатайствующее о составлении мотивировочной части постановления, вправе подать жалобу в течение 10 дней со дня вручения ее копии. Если составление мотивировочной части затягивается, то срок обжа­лования увеличивается, что, в свою очередь, влияет на оперативность осуществления правосудия.

В постановлении № 1 Пленум Верховного Суда обратил внимание судов на своевре­менность составления и вручения сторонам копий процессуальных документов, а также на своевременность направления жалоб вместе с делом в суд, уполномоченный на их рассмотрение.

Право на обжалование

Согласно ч. 4 ст. 11.5 ПИКоАП, если лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признало свою вину, то суд (орган, ведущий административный процесс) с согласия участников административного процесса вправе ограничиться исследованием только доказательств, на которые они укажут, либо объявить об окончании рассмотрения дела. Признание вины не должно оспариваться кем-либо из участников административного процесса, а также вызывать сомнения у суда.

Суд обязан разъяснить участникам процесса, что отказ от исследования доказательств ли­шает их возможности обжа­ловать или опротестовать постановление по делу об административном правонарушении по этому основанию. Тем не менее, как разъясняет постановление № 1, участники административного процесса могут обжаловать или опротестовать постановление по иным основаниям.

Справка «БР»

По данным Верховного Суда, в 2016 году судами было рассмотрено 348 844 дела об административных правонарушениях, или на 20 071 дело больше, чем в 2015­м. Ежегодно увеличивается и количество обжалуемых постановлений по делам об административных правонарушениях. Так, в 2016 году суды рассмотрели 3417 дел по жалобам на не вступившие в силу постановления суда и 2182 — на вступившие в силу постановления (в 2015­м — соответственно 3288 и 2031).

Налоговым кодексом установлены следующие ставки госпошлины за рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

– в случае наложения штрафа в размере:

а) менее 10 базовых величин — 0,5 базовой величины;

б) от 10 до 100 базовых величин — 2 базовые величины;

в) от 100 базовых величин и более — 3 базовые величины;

– при наложении иного административного взыскания — 1 базовая величина.

 

Материал опубликован в приложении "Сектор права" к №17 газеты "Белорусы и рынок" от 6.05.2017 года. Оформить подписку