Февраль 26, 2018
Елена ИЛЬИНА, генеральный директор БАМЭ

Предстоящая дедолларизация может негативно сказаться на деятельности транспортных компаний­экспортеров.

Речь идет о планах отменить законодательную норму, позволяющую транспортным и транспортно-экспедиционным компаниям — резидентам Беларуси рассчитываться между собой иностранной валютой за транспортные услуги, оказываемые за пределы (из-за пределов) Беларуси, включая транзит. Ее действие на протяжении продолжительного времени давало возможность участникам транспортно-­логистического рынка эффективно взаимодействовать, что шло на пользу как отдельному бизнесу в данной сфере, так и стране в целом: грузовые потоки росли, объемы транзита увеличивались, налоги исправно поступали в бюджет.

Думаю, отмена сложившегося порядка расчетов в иностранной валюте приведет к негативным последствиям. В конечном счете это может даже стать причиной уменьшения количества компаний, работающих на рынке транспортно-экспедиционных услуг, и снижения эффективности тех предприятий, которые в условиях роста затрат все же могут сохранить свое присутствие на рынке.

То, что в случае запрета на расчеты в валюте расходы увеличатся, — очевидно. Комиссия за операции, связанные с куплей-продажей валюты в банках и на бирже, может достигать 2 %, а по внебиржевым операциям — закладываться в курс. Эти дополнительные издержки придется покрыть предприятиям нашего сектора, ведь в новых условиях работы они будут вынуждены приобретать и продавать валюту для организации перевозок.

Есть вероятность, что многие крупные белорусские участники транспортно-логистического рынка могут вывезти свой бизнес за рубеж. Такой опыт в отрасли уже есть. Следствием этого шага станет сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых поступлений в бюджет, снижение экспорта услуг и валютной выручки. Пострадают и мелкие логистические компании, неспособные перенести валютные риски на заказчиков-нерезидентов в силу небольшого денежного оборота.

Возросшие транспортно-­логистические расходы не замедлят сказаться на снижении конкурентоспособности белорусских товаров, так как приведут к удорожанию продукции экспортеров и импортеров, к тому же внесут сложности в их работу, поскольку они также будут вовлечены в процесс купли-продажи валюты. В случае переориентации бизнеса на другие рынки ожидаемые доходы не получат даже банки.

 

Материал опубликован в №7 газеты "Белорусы и рынок" от 24 февраля. Оформить подписку.

Подписка на дедолларизация + транспорт + логистика
04 августа 2018
Нацбанк планирует максимально сократить присутствие валюты в расчетах внутри страны.
30 июля 2018
Нацбанк РБ оценил ежегодные потери белорусской экономики от долларизации 2-3% ВВП.
26 июля 2018
Беларусь улучшила свои позиции в рейтинге эффективности логистики, однако ее результат остается значительно хуже, чем у стран-соседей.
18 июля 2018
Международные грузоперевозчики прогнозируют благоприятную конъюнктуру по меньшей мере на ближайшие полгода. Рынок окончательно адаптировался к взаимным санкциям России и ЕС, грузопотоки которых обслуживают белорусские компании. А вот более отдаленные перспективы пока туманны.
25 июня 2018
Такую задачу поставил в эфире белорусского телевидения первый замминистра Дмитрий Крутой
21 мая 2018
Международные автомобильные перевозки вновь на подъеме. Сказывается экономическая стабилизация, а также дополнительные меры поддержки со стороны государства.

Страницы