Февраль 01, 2018
Алексей Иванов

Белорусский экспорт грузовиков в прошлом году увеличился. Основной вклад в рост выручки внес БЕЛАЗ.

Судя по доступной статистике за январь — ноябрь, в 2017 году экспорт грузовых автомобилей из нашей страны может превысить миллиард долларов. За 11 месяцев прошлого года он увеличился на 66 %, до 913,5 млн долларов. Поставки в натуральном выражении возросли на 35,3 %, до 5368 машин.

Российский рынок остается главным для отечественных производителей грузовой техники. За 11 месяцев 2017 года экспорт увеличился на 24,9 %, до 3588 машин, а выручка — на 57,9 %, до 666,4 млн долларов.

Деньги принес БЕЛАЗ

В прошлом году основной вклад в рост экспортной выручки внес БЕЛАЗ. По данным Белстата, в январе — ноябре экспорт самосвалов, предназначенных для работы в условиях бездорожья, составил 942 машины. Он увеличился на 38,1 % в натуральном выражении и на 85,8 %, до 590,38 млн долларов, — в стоимостном. Иначе говоря, более половины выручки сгенерировал именно жодинский завод, выпускающий карьерную технику.

Восстановление добывающей отрасли началось еще в 2016 году, при этом в РФ оно стимулировалось государственными вложениями, что было на руку БЕЛАЗу. Российская угледобывающая промышленность традиционно использует белорусскую технику. Она является основной и для компаний, добывающих алмазы и другие ископаемые ресурсы.

Рост цен на сырьевые товары в 2017 году ускорил восстановление добывающей промышленности во всем мире, что ощутил на себе не только БЕЛАЗ, но и его зарубежные конкуренты. Так, по итогам трех кварталов Caterpillar зафиксировала практически двукратное снижение простоев техники у своих клиентов.

Хорошие темпы роста выручки БЕЛАЗа связаны с увеличением средней цены реализации. В прош­лом году жодинский автозавод установил рекорд по выпуску и продажам самосвалов особо большой грузоподъемности. К этому классу относятся машины, способные перевозить более 90 т груза. Они выгодны как в плане продаж, поскольку стоят дороже менее производительной техники, так и в плане сервиса.

Увеличение объемов производства и экспорта продукции не могло не сказаться на финансовых результатах предприятия. Единый портал финансового рынка еще не опубликовал годовой отчет БЕЛАЗа, однако предприятие уже выпустило пресс-релиз, в котором говорится об увеличении чистой прибыли в 14,5 раза. В отчете за 2016 год акционерное общество показало чистую прибыль в размере 8 млн руб. Таким образом, в 2017-м она должна составить около 116 млн руб.

Россия, которую мы теряем

Иначе обстоят дела у МАЗа. Безусловно, в 2017 году минский автогигант отчитается о росте показателей. Однако в этой бочке меда будет достаточно дегтя.

По данным российского агентства «Автостат», в прошлом году количество регистраций новых МАЗов в РФ увеличилось на 17,4 %, до 3882 машин. Однако результаты белорусского производителя оказались хуже, чем рынка в целом. За год российский рынок грузовиков увеличился в полтора раза, до 80 тыс. машин, наконец преодолев падение 2015-го. Лидером рынка остался КАМАЗ. Количество регистраций новых грузовиков, выпущенных этим российским автогигантом, возросло на 30,6 %, до 26,4 тыс. единиц.

Традиционно занимавший третье место в России МАЗ в прош­лом году опустился на седьмую строчку. Его обошли Volvo, Scania, Mercedes и MAN, продажи которых в 2017-м увеличились в 2—3,5 раза. Некоторые седельные тягачи западных марок ворвались даже в топ-5 наиболее популярных моделей. Их взрывной рост — это результат создания сборочных производств на территории РФ, а в случае с Mercedes — партнерства с КАМАЗом. В перспективе российское предприятие будет выпускать кабины для немецких грузовиков, собираемых в РФ.

В былые годы российские лоббисты целенаправленно стремились отлучить белорусского конкурента от госзакупок и крупных проектов госкомпаний. Фактически им это удалось. Выходов у МАЗа не так много. Даже украинский вариант, в минувшем году продемонстрировавший хорошие результаты, сейчас вряд ли возможен.

Украинский оптимизм

По данным Белстата, в январе — ноябре экспорт грузовых автомобилей в Украину увеличился в 2,6 раза, до 980 машин, или до 945 единиц без учета карьерных самосвалов, а выручка — в 1,8 раза, до 60,4 млн долларов. Как сообщила украинская информационно-аналитическая группа Auto-Consulting, увеличив сбыт на 44 %, до 762 автомобилей, МАЗ стал лидером в сегменте грузовиков. Доля белорусского производителя составила 19,8 %.

В основе роста лежит особая стратегия. В значительной степени МАЗ прибавил благодаря поставкам автомобильных шасси для специальной техники. Отечественные шасси недороги и относительно надежны. Производители из Украины устанавливают на них собственное или импортное оборудование. В результате получаются машины, предназначенные для коммунальщиков, зерновозы и прочая сельскохозяйственная техника, автокраны и автовышки.

В Украине у МАЗа нет конкурента, который предоставлял бы широкий спектр шасси с различными характеристиками. Кстати, у минского завода уже есть собственные зерновозы, а также другие специализированные машины.

Помимо того, в Украину экспортировались и готовые грузовики. Первую пятерку рейтинга Auto-Consulting возглавил самосвал МАЗ-6501. Кроме него, в топ-5 вошел МАЗ-5340, часто использующийся и в качестве шасси. Впрочем, более популярной основой для украинской спецтехники стали модели МАЗ-4371 и МАЗ-4380.

В минувшем году собственно экспорт шасси с двигателями для автомобилей подскочил в 5,6 раза. Всего было поставлено 440 единиц.

Надо отметить, что в 2017 году МАЗ и сам был активен на рынке спецтехники. Отечественный автогигант представил несколько перспективных машин, разработанных в сотрудничестве с европейскими и китайскими производителями. Речь идет и о коммунальной, и о строительной технике.

Стартовал совместный с китайской компанией Zoomlion проект по выпуску автокранов. Правда, пока он не влияет на отечественный экспорт специальных машин. По данным Белстата, в январе — ноябре 2017 года их поставки возросли почти в 1,8 раза, до 743 единиц, а выручка — в 1,6 раза, до 74,8 млн долларов. Экспорт автокранов увеличился в 2,4 раза, до 174 единиц.

Отчасти хорошие результаты 2017 года обусловлены низкой базой: в предыдущие два года падение экспорта было весьма существенным. Настораживает и то, что продажи в РФ не восстановились пропорционально росту российского рынка. Более того, доля белорусского производителя уменьшилась, а его место в некоторых сегментах начали занимать западные конкуренты.

Отечественное машиностроение вынуждено искать ниши, в которых его соотношение «цена — качество» еще привлекает потребителей. Будь в Украине собственный производитель удачных шасси, вряд ли экспортные показатели МАЗа подскочили бы в этой стране. Возможно, в ближайшие несколько лет лидирующие позиции будут утрачены и там, особенно если покупательная способность местного бизнеса повысится, что позволит ему выбирать между белорусской и иностранной техникой

Подписка на Беларусь + экспорт грузовиков + экспорт грузовых автомобилей + Белаз + МАЗ
22 февраля 2018
Цены вырастут на продукцию ОАО «ГТФ Неман» и импорт «Беларусьторга».
22 февраля 2018
Достигнута договоренность о проведении консультаций
22 февраля 2018
В апреле в Будапеште пройдут дни белорусской столицы.
22 февраля 2018
Служба расширяет списки усиленного лабораторного контроля не по дням, а буквально по часам.
22 февраля 2018
Размер выпуска составил 600 млн. долларов.

Страницы