Декабрь 01, 2008

Грани восприятия

Лариса МИХАЛЬЧУК

- Г-н Флешер, во время мастер-класса был показан ваш фильм "Национальная студия современных искусств Ле Френуа. Визитная карточка", посвященный знаменитой школе, которую вы создали и возглавляете на протяжении 10 лет. Хотелось бы узнать, как она возникла, кто финансирует ее содержание и обучение студентов из многих стран мира, в том числе из Беларуси?

- Этот год у нас проходит под знаком 10-летия школы Ле Френуа. В честь окончания председательства Франции в Европейском Союзе сейчас готовится выставка школы в Национальной галерее Гран-Пале, которая завершит мероприятия, посвященные юбилею школы. Это очень серьезный проект, его финансируют правительство Франции и крупнейшие частные предприятия страны.

А началось все с заказа, который я получил от министерства культуры (министром тогда был Жак Ланг). Ко мне обратились с предложением создать концепцию школы нового типа, которая соединяла бы в себе аудиовизуальные искусства и новые технологии, и возглавить ее. Я в то время работал в академии Франции в Риме. Поскольку я совершенно не собирался быть директором чего-либо, я сделал очень идеалистический, даже утопический проект, надеясь, честно говоря, что он не будет утвержден. Но произошло наоборот; мне сказали: какой замечательный проект, это именно то, что мы хотели!

Мне, конечно, повезло, что его приняли и выбрали меня руководителем, потому что вокруг меня была масса людей, которые были бы лучшими, чем я, директорами. Десять лет ушло на подготовку школы, и вот уже десять лет, как она действует.

Ле Френуа финансируется из бюджета государства. Ежегодный бюджет составляет 5 млн. EUR. Половину суммы обеспечивает министерство культуры, около половины идет из бюджета региона и 6% - из муниципального бюджета города Туркуэн.

- Во Франции очень серьезно относятся к поддержке культуры...

- Да, это так. Я думаю, именно Франция изобрела, если можно так сказать, должность и функции министра культуры.

- Г-н Флешер, вы много времени посвящаете литературе. В связи с этим возникает следующий вопрос. Недавно в Париже завершился сезон литературных премий. Способствуют ли они, на ваш взгляд, расширению круга читателей?

- Конечно, это поднимает интерес к литературе; любые литературные премии способствуют продажам книг. Но премии не всегда связаны именно с литературой. Это скорее чистой воды коммерция, премии учреждаются ради издательств. Эта система отлично работает, но она связана исключительно с рынком книг и, к сожалению, не является критерием для определения настоящей ценности произведения. К примеру, из тех книг, которые получили Гонкуровскую премию, может быть, одну из десяти можно назвать приличной.

В продвижении литературы большую роль играют телевидение и в особенности радио. И если на телевидении из встреч с писателями делают зрелище, что иногда выглядит несколько вульгарно, то на радио на разных каналах есть часовые передачи, посвященные литературе, идут дискуссии о книгах, туда приглашают интересных писателей. И эти передачи готовят специалисты, которые действительно хорошо знают свою профессию.

- Вы успешно занимаетесь самыми различными направлениями искусства, вас называют "уникальной личностью", "человеком эпохи Возрождения" и т. д. Как вы относитесь к подобным эпитетам и как вам удается находить время и совмещать занятие литературой, кино, фотографией и руководство школой Ле Френуа?

- Не скрою, мне это приятно, я очень ценю такое отношение. Если люди так говорят, это означает, что они поняли, насколько глубоко я стараюсь вникать в каждую из тех областей, которыми занимаюсь. Естественно, что касается эпитета "человек эпохи Возрождения", то это хотя и лестное, но преувеличение.

Меня действительно никто не воспринимает как писателя, который делает фильм, или как режиссера, который работает в области фотографии. В мире фотографии меня считают профессиональным фотографом, а в мире кино - режиссером. Может быть, единственное, что меня радует, это признание такого рода.

Когда я работаю писателем, это как бы результат моего опыта и тех экспериментов, которые я делал в области изображения. Но мне никогда не придет в голову снимать фильм по какому-либо из моих романов. Я веду диалог очень глубокий с каждой из дисциплин. Когда я занимаюсь фотографией, я веду диалог с историей фотографии, с искусством, и абсолютно забываю литературу.

У меня нет предпочтений. Я полностью посвящаю себя какой-то одной работе, заканчиваю ее и перехожу к другой. Вот почему мне удается делать многое. Я никогда не бываю в отпуске; нет такого момента, когда я ничего не делаю. Для меня отпуск - это переход от одной работы к другой. Например, отработал очень серьезно на фильме (а это очень трудоемкая работа, связанная с финансовыми и человеческими проблемами), потом начинаю писать книгу. Я тружусь по 10 часов в день, но для меня это своего рода отпуск. Допишу книгу, к концу устану, конечно, и начинаю снимать фильм, а там совсем другая жизнь.

Справка "БР"
Ален Флешер родился в 1944 г. в Париже, окончил Сорбонну и Высшую школу общественных наук, преподавал в Парижском университете III, Квебекском университете в Монреале, в художественных школах, школах кинематографии и фотографии. Автор около 200 художественных и документальных фильмов различных жанров и более 30 литературных произведений, участник многочисленных персональных и групповых выставок во Франции и за рубежом.

Двадцать лет я посвятил школе Ле Френуа. Со стороны может показаться, что это совсем не творческая работа. Но я рассматриваю ее как произведение искусства, которое сам создал. Если бы я относился к ней иначе, я бы считал, что потерял время.

- Три года назад вы сняли фильм "В направлении Витебска", вы неплохо знаете этот город и в целом Беларусь. Возможно ли создание в Витебске центра наподобие Ле Френуа?

- Витебск имеет прекрасную, совершенно поразительную атмосферу. У него великолепный художественный, творческий потенциал. Там жили и творили знаковые для художественного мира фигуры - Казимир Малевич, Марк Шагал. Многие с удовольствием туда приехали бы, чтобы пропитаться духом того времени. Это святое место, это легенда.

Но пока я не вижу предпосылок для созданию центра типа Ле Френуа в Витебске. Думаю, актуальное искусство придет и туда, но некоторое время спустя.

Каждая страна проживает свою историю, имеет свой золотой век, который потом уходит.

Надо быть терпеливым. Ваша страна многообещающая. Меня восхищают люди, с которыми я общаюсь, среди них много интеллектуалов. Что бы ни было, все равно все движется.

P. S. Автор благодарит искусствоведа Ирину Стальную за помощь в проведении интервью.

Подписка на Все
22 января 2021
Россия выплатила первый транш компенсации Мозырскому НПЗ за грязную нефть.
22 января 2021
Для страны важно ввести в эксплуатацию комплекс замедленного коксования (КЗК) на "Нафтане", потому что через увеличение глубины переработки и выпуска нефтепродуктов мы компенсируем потери от российского налогового маневра.
22 января 2021
Грузия полностью отменит ограничения на международное регулярное авиасообщение с 1 февраля 2021 года.
22 января 2021
Цена биткоина на криптовалютных биржах 21 января упала ниже $30 тыс. впервые с 4 января.
22 января 2021
Теплоснабжение в Московском районе Минска планируют восстановить к четырем часам дня 22 января.
22 января 2021
На пощади Независимости в Минске горел человек. В СК одтвердили, что это был акт самосожжения.

Страницы