Март 03, 2018
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Деловое сообщество погрузилось в состояние ожидания. В этом году Ассамблея деловых кругов не смогла даже принять Национальную платформу бизнеса Беларуси. 

Обещать не значит сделать

Кредит доверия, который белорусский бизнес выдал власти после подписания очередного пакета декретов и указов, можно сравнить с присвоением в 2009 году премии мира бывшему президенту США Бараку Обаме, полагает член Совета по развитию предпринимательства, экономист Ярослав Романчук.

Напомним, вскоре после получения награды глава Соединенных Штатов одобрил активные силовые действия в Афганистане. Складывается впечатление, что аналогичным образом собирается поступить и белорусское правительство.

Намерение облегчить жизнь предпринимателям, снизив запредельное бремя ответственности, оно продекларировало, но пока ничем не доказало, что действительно нацелено его реализовать.

С одной стороны, заявлено о расширении предпринимательских свобод. С другой — декрет № 7 выходит с нормой, которая усиливает ответственность директора с весьма расплывчатой формулировкой «за ненадлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования». Провозглашается мораторий на проверки — и вот уже на предприятия пошли сотрудники МВД, выписывая предписания за отсутствие «тревожной кнопки», посетовала председатель и директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Жанна Тара­севич.

«Доверие бизнеса — это подводный камень, — полагает спикер. — Пойдут ли предприниматели в регистрирующий орган и создадут ли новый субъект хозяйствования, организуют ли новые рабочие места?»

Платформа все еще верстается

В этой ситуации бизнес-сообщество не совсем понимает, какие из ранее выдвинутых им требований правительство уже приняло, а какие следует выдвигать заново. Такая дезориентация на этот раз не позволила сверстать Национальную платформу бизнеса Беларуси к Ассамблее деловых кругов.

Впрочем, как заявил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин — один из идейных вдохновителей Национальной платформы, структуру документа и его основные пункты определить все же удалось. На этот раз бизнес намерен сделать акцент на развитии добросовестной конкуренции. Пока госорганы продолжают активно учреждать разного рода коммерческие организации, которым потом предоставляются преференциальные условия. При этом о своей основной функции — регуляторной — власти порой забывают, отметил глава МССПиР.

Бизнес намерен включить в Платформу требование усилить ответственность должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства и правил конкуренции. Также он считает необходимым установить единые ставки тарифов на услуги, оказываемые монополистами.

Один из пунктов Платформы предполагает запрет на заключение под стражу подозреваемых в нарушении законодательства руководителей и собственников предприятий до вынесения судебного приговора. «Многие под следствием более года сидят, а могли бы работать, приносить миллиарды налогов стране», — сокрушался Владимир Карягин. Назрела амнистия осужденных за экономические преступления: некоторые отбывают наказание за нарушение норм, которых уже и в законодательстве нет.

Существенный приток инвестиций сулит амнистия капитала. Например, некоторые наши айтишники смогли заработать большие деньги за рубежом и теперь не прочь вернуться в Беларусь. В свое время, отважившись на амнистию, Германия привлекла в экономику около 2 млрд евро. В нашей стране был разработан соответствующий проект декрета, однако в итоге он затерялся в кабинетах чиновников.

Советы выдохлись

То, что основа нынешней реформы — декрет № 7 «О развитии предпринимательства» — носит рамочный характер, было очевидно всем и сразу. Ожидалось, что его положения получат развитие в подзаконных актах, которые будут подготовлены на основе предложений общественно-консультативных советов (ОКС). Однако именно на этом этапе либерализация забуксовала. 

Возможно, настоящая проблема кроется в том, что при многих госорганах ОКС изначально создавались как формальные структуры. «Власть приглашает бизнес на ОКС, чтобы просто поставить галочку. При этом многие чиновники не умеют дискутировать и искренне убеждены, что ничего кардинально менять не надо», — отметил директор ООО «Центр бизнес развития» Наум Кац.

Тем не менее «давайте дружить» — это правильный посыл, заложенный в основу работы ОКС. Бизнесу следует продолжать консолидироваться, чтобы доносить до властей то, что наболело, убеждена Жанна Тарасевич.

Цифра нам поможет

Участники Ассамблеи говорили о том, что Беларуси следует активнее развивать цифровые технологии, так как они могут серьезно ускорить рост экономики. Но прежде стране не мешало бы уточнить целевые ориентиры, полагает гендиректор ЗАО «БелХард Групп» Игорь Мамоненко. Уже сейчас до 30 % ВВП Китая формируется цифровым сегментом. К 2025 году высокотехнологичный сектор должен составить до 50 % ВВП. В нем могут быть трудоустроены до 400 млн китайцев.

По экспертным оценкам, к 2035 году цифровая экономика Беларуси может увеличиться до 150 млрд долларов, что в три раза превысит добавленную стоимость, создаваемую традиционными секторами экономики. Совокупный же ВВП страны имеет шанс возрасти до 200 млрд долларов, что почти в четыре раза больше нынешнего показателя.

По прогнозам, в ближайшие десятилетия цифровая трансформация кардинально изменит не только IT-сектор, но и большинство традиционных отраслей. Этот глобальный тренд затронет и нашу страну.

Председатель совета директоров ООО «Композитные конструкции» Андрей Бирюков призвал не забывать и об обратной стороне процесса. Ожидается распространение безлюдных технологий, что создаст угрозу социальных потрясений. К этому тоже надо готовиться уже сегодня — и чиновникам, и бизнесу.

Подписка на раскрепощение бизнеса + либерализация условий ведения бизнеса + декрет О развитии предпринимательства + Декрет №7
13 июня 2018
Уменьшится и объем запрашиваемой информации для включения в него.
18 апреля 2018
С 26.02.2018 в роли посредника между лицом, обратившимся за государственной регистрацией, и регистрирующим органом может выступать нотариус.
02 апреля 2018
Постановление принято в рамках реализации декрета «О развитии предпринимательства».
12 марта 2018
В белорусском законодательстве появился уведомительный принцип начала предпринимательской деятельности. Чтобы такое упрощение не привело к неразберихе, стоит прописать ответственность за неправильные уведомления.
26 февраля 2018
Он либерализует условия ведения бизнеса.
24 февраля 2018
Постановление принято в рамках реализации декрета №7 «О развитии предпринимательства»

Страницы