Октябрь 30, 2017
Александр ФИЛИППОВ, эксперт ОО «Либеральный клуб», кандидат политических наук

Социальное предпринимательство в Беларуси пока во многом ограничивается поддержкой слабозащищенных слоев населения, хотя расширение понятия «соцпредпринимательство» могло бы принести обществу гораздо больше пользы.

Такой вывод можно сделать по итогам недавно проведенного нами исследования «Социальное предпринимательство как возможная альтернатива социальному контракту».

Тема социального предпринимательства (СП) сейчас очень популярна во многих странах мира, поскольку СП позволяет найти взаимовыгодные точки пересечения интересов бизнеса и государства. Правда, разные страны вкладывают в понятие СП различное содержание. Возможно, это связано с тем, что сама идея данного явления основана на попытке превозмочь два, казалось бы, непреодолимых противоречия: неразвитость мер социальной защиты при классическом капитализме и ее экономическую неэффективность при социализме.

Не исключено, что СП — один из предвестников появления в мире новой модели экономических отношений. Поэтому необходимо разобраться, как обстоит дело с социальным предпринимательством в Беларуси, сможет ли оно в условиях сворачивания системы соцзащиты и ограниченных возможностей экономического роста стать защитным инструментом и (или) дополнительным источником развития. Во всяком случае, многие отечественные эксперты и даже чиновники рассчитывают именно на такую роль СП.

Как и во всем мире, в Беларуси существует широкое и узкое понимание социального предпринимательства. В первом случае под СП понимается помощь в трудоустройстве слабоконкурентных на рынке труда лиц, во втором — проекты, касающиеся развития депрессивных регионов, местных сообществ (силами местных жителей), а также экологическое развитие, инновационные экономические инициативы и др.

К слову, широкое понимание СП является дискуссионным даже в тех странах, в которых это явление широко распространено и оформлено законодательно. Логично, что однозначного понимания нет и в нашей стране. Более того, есть основания утверждать, что в белорусских условиях любое более-менее четкое определение СП вызовет ожесточенную критику со стороны многих заинтересованных. Думается, этот вопрос может быть решен только политической волей.

Большинство действующих в стране предприятий позиционируют себя в качестве социальных и ориентируются на различные формы поддержки слабоконкурентных на рынке труда слоев населения. С другой стороны, организации, миссией которых является продвижение концепции социального предпринимательства, ориентируются на его широкое понимание.

Специфика белорусского государственного управления такова, что в ближайшее время у нас будет доминировать, вероятнее всего, узкое понимание СП — поддержка слабозащищенных слоев населения. Едва ли получит признание позиция общественных организаций, которые под СП понимают национально-культурное возрождение, инновационность и т. п. Вероятнее всего, в ближайшей перспективе государство не позволит некоммерческим организациям осуществлять коммерческую деятельность для поддержки своей социальной миссии. Даже предусмотренные законодательством льготы, подобные тем, которыми активно пользуются в других странах, в Беларуси не очень популярны. Все эти обстоятельства значительно ограничивают возможности развития СП в нашей стране и его выхода за пределы инклюзивного трудоустройства.

Подписка на социальная сфера + Либеральный клуб
30 октября 2017
Развитию малого и среднего предпринимательства мешают неравные условия для частных и государственных компаний, а также значительная доля госсектора.