Октябрь 15, 2017
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

В каком­то коридоре власти родился проект декрета, напомнивший мне, да и, наверное, не только мне, индульгенции, которые продавала церковь в Европе. Правда, нормы подготовленного документа нарушают действующее законодательство.

 

Человек, купивший индульгенцию, освобождался от грехов: если согрешил, но купил индульгенцию, то все равно попадешь в рай. Этим «документом» служители культа противоречили Библии и заповедям Христовым, а продажа индульгенций означала для церкви еще один источник поступления средств и не более того.

Видимо, идея индульгенций не дает покоя некоторым чиновникам, озабоченным пополнением казны любыми способами. Поэтому в их головах и родился проект декрета «Об обеспечительном депозите». Его преамбула просто умиляет: «В целях улучшения условий осуществления предпринимательской деятельности, раскрепощения деловой инициативы, обеспечения гуманности и справедливости наказания за правонарушения в экономической сфере, повышения инвестиционной привлекательности Республики Беларусь…» Читая эти строки, думаешь: сейчас увижу набор радикальных мер по упрощению условий хозяйствования, снижению налогового бремени, либерализации ответственности в сфере экономических отношений и т. п.

Однако ознакомление с содержанием проекта разочаровывает, поскольку он не только не решает ни одну из продекларированных в преамбуле задач, но и создает новые. Идея банально проста и заключается в том, что белорусский бизнес тоже может рассчитывать на индульгенции.

Согласно проекту, физические и юридические лица вправе добровольно внести средства на специальный счет (счет обеспечительного депозита), открытый ими в «Беларусбанке» для «обеспечения исполнения публичных обязательств». Под публичными обязательствами понимаются «обязанности по уплате налогов и сборов (в том числе в связи с исполнением обязанностей налогового агента), дохода, полученного преступным путем, дохода, полученного в результате совершения административного правонарушения, обязанности по возмещению причиненного преступлением или административным правонарушением ущерба (вреда)».

Далее события будут развиваться следующим образом. Если у предпринимателя есть такой депозит и, войдя в систему дистанционного банковского обслуживания, орган уголовного преследования или орган, ведущий административный процесс, увидит это, то он не возбудит уголовное дело или не начнет административный процесс. Проект перечисляет виды преступлений, в случае совершения которых уголовное дело не возбуждается в связи с наличием обеспечительного депозита: контрабанда, служебная халатность, легализация (отмывание) средств, полученных преступным путем, и др. Очень похоже на индульгенцию, не правда ли?

Анализ норм документа позволяет сделать несколько интересных выводов. Во-первых, освобождение от уголовной и административной ответственности через введение депозита будет осуществляться не судом, а органами уголовного преследования и ведущими административный процесс, что противоречит сложившемуся правопорядку. На мой взгляд, подобная практика будет способствовать усилению коррупции.

Во-вторых, депозитом будет обеспечиваться исполнение только публичных обязательств, то есть обязательств перед государством. Таким образом, это ставит государственную и частную собственность в неравные условия.

В-третьих, размещение в одном банке средств на депозит, на который не начисляются проценты, означает возможность использования этих денег банком для получения неосновательного обогащения.

В-четвертых, с экономической точки зрения введение данного депозита будет означать дополнительную финансовую нагрузку на субъекты хозяйствования.

К тому же необходимо учесть, что законодательством Беларуси установлены довольно четкие процедуры взыскания ущерба, причиненного правонарушениями, в связи с чем введение депозита представляется нецелесообразным. К слову, авторы проекта не приводят никаких примеров из практики других государств (страхование ответственности, распространенное во всем мире, имеет совершенно другой механизм).

В этой ситуации появляется на первый взгляд бредовая идея о ненужности судов. Но нет… оказывается, авторы «четко» все продумали, потому что постановление об обращении обеспечительного депозита в доход государства и об уплате компенсации, вынесенное органом уголовного преследования либо ведущим административный процесс, может быть обжаловано в суде!

Так что пока очереди нет, все за депозитами!

 

Материал опубликован в №38 газеты "Белорусы и рынок" от 13 октября 2017 года. Оформить подписку

Подписка на депозит от тюрьмы + раскрепощение бизнеса + либерализация условий ведения бизнеса
20 ноября 2017
Этот вопрос обсудили участники VII Международного форума предпринимательства, который в понедельник в Минске открыл Всемирную неделю предпринимательства (GEW).
16 ноября 2017
Она будет работать в рамках реализации указа №376 от 16 октября.
16 ноября 2017
Количество проверяющих органов уменьшено, а ответственность контролеров за неоправданную проверку усилена.
13 ноября 2017
Об этом премьер заявил на открытии VII Международного форума предпринимательства.
02 ноября 2017
По его словам, последние два документа из пакета о «раскрепощении бизнеса» будут подписаны в ближайшее время.
30 октября 2017
Развитию малого и среднего предпринимательства мешают неравные условия для частных и государственных компаний, а также значительная доля госсектора.

Страницы