Январь 14, 2019

Господдержку грозятся урезать

Любовь БАХУРЕВИЧ

Указ № 10 об ужесточении требований к предоставлению господдержки президент подписал 10 января. Оптимизм относительно того, что это уменьшит расходы на поддержку неэффективных предприятий, разделяют далеко не все эксперты.

Документ вносит изменения в указ от 23 марта 2016 года № 106 «О государственных программах и оказании государственной финансовой поддержки». Им установлено, что «господдержка может оказываться в исключительных случаях по решению президента только в виде предоставления бюджетного займа для реализации инвестиционных проектов, прошедших государственную комплексную экспертизу и имеющих положительное заключение», —  сообщает пресс-служба главы государства.

В документе также указывается, что условием оказания господдержки является достижение предприятием основных показателей деятельности (рентабельность продаж, производительность труда, снижение затрат на производство и реализацию продукции). Корректировка показателей в дальнейшем запрещается. Если показатели не будут достигнуты, заемщику придется досрочно вернуть бюджетные средства. Согласно указу, заемщик должен ежегодно представлять сведения о достижении показателей и использовании займа.

«Закреплен механизм определения льготных ставок по кредитам, выдаваемым в качестве финансовой поддержки при реализации государственных программ», — отмечается в сообщении пресс-службы. На момент сдачи номера в печать текст документа опубликован не был.

Денег нет. «Конечно, принятие этого документа не означает, что он повлияет на все формы гос­поддержки, потому что у нас они существуют во многих обличьях.

Тем не менее, на мой взгляд, он обозначает важный тренд сокращения господдержки предприятий, который давно наметился. Это связано в первую очередь с тем, что денег на поддержку субъектов хозяйствования нет», — заявила «БР» академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.

Эксперт надеется, что у экономических властей появилось понимание того, что в такой гос­поддержке смысла нет, поскольку она уже не дает такой отдачи, как десять лет назад. «На мой взгляд, это очень позитивный шаг, направленный на снижение субсидирования неэффективного госсектора», — сказала собеседница «БР».

Она считает, что по мере реализации норм указа изменится подход к управлению госпредприятиями: «Будет ориентир не столько на валовые показатели, сколько на финансовую состоятельность предприятия. Если раньше многие руководители предприятий говорили: у нас занято 1000 человек, поэтому мы в любом случае получим поддержку, то теперь многие поймут, что это не так, и будут уделять большее внимание финансовой ситуации на предприятии, чем раньше. Возможно, нас ждет череда ликвидаций и банкротств, списаний долгов, а также дальнейшее сокращение госсектора, которое мы наблюдаем уже как минимум лет пять».

Благие намерения и декларации. «Трудно судить об указе по анонсу, но даже от этого небольшого официального комментария остались довольно противоречивые впечатления», — старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб был более осторожен в оценках. Он напомнил, что формально госпомощь никогда не выделялась просто так — всегда оговаривались эффективность проектов, ответственность за выполнение показателей в той или иной форме, правда, результатов все равно не было.

«Я не помню, чтобы когда-то кто-то был за это наказан. Конечно, разумно, что бюджетные деньги выделяются только прошедшим экспертизу инвестпроектам, получившим положительное заключение. Однако это напоминает подход «за все хорошее и против всего плохого», — считает эксперт.

«Есть грозная установка: в случае невыполнения показателей деньги придется вернуть. Однако если предприятие не выполняет показатели, это чаще всего означает, что денег у него попросту нет и вернуть нечего», — рассуждает Вадим Иосуб. По его мнению, нормы указа носят декларативный характер и работать не будут.

Что касается механизма определения льготных ставок, который также закреплен указом, то это, по мнению собеседника, скорее негативный, нежели позитивный момент. «Плохо, что до сих пор продолжают обсуждаться льготные ставки. Проблема в том, что в последние десятилетия помощь оказывается массово налево и направо, однако я не помню ни одной истории успеха, которую можно взять и показать: вот, мол, предприятие находилось в тяжелой экономической ситуации, ему выделили помощь, кредит по льготным ставкам, и оно решило свои проблемы, своевременно и в полном объеме уплачивает налоги и т. д. К сожалению, встречаются прямо противоположные истории», — сказал эксперт.

Вадим Иосуб допускает, что появление текста указа внесет большую ясность, однако пока ничего хорошего и полезного в нем не видит. «Уже давно пора отказаться от выделения кредитов по льготным ставкам и дать умереть тому, что должно умереть, прекратить эту агонию, которую оплачивает налогоплательщик», — заключил старший аналитик «Альпари».

Подписка на господдержка
10 мая 2019
Совет министров постановлением №282 установил пределы выручки для организаций малого и среднего бизнеса.
12 февраля 2019
Принято решение осуществить в 2019 году уплату ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк" ежемесячно 100% ставки по кредитам, предоставленным ОАО "Камволь", за счет средств республиканского бюджета.
11 февраля 2019
Александр Лукашенко подписал поправки в указ 2013 года, по которому создававшемуся тогда кожевенно-меховому холдингу на базе предприятий группы «Марко» был предоставлен ряд льгот по налогам и кредитам.
05 февраля 2019
Президент Беларуси потребовал ужесточить ответственность в отношении руководителей предприятий, получающих господдержку.
11 января 2019
Александр Лукашенко подписал Указ № 10, согласно которому в стране ужесточается порядок оказания государственной финансовой поддержки.
10 сентября 2018
В 2019 году бюджетный сектор получит дополнительные ресурсы, а государственная поддержка предприятий снизится.

Страницы