Апрель 25, 2018
почетный председатель Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского Георгий БАДЕЙ

Темп роста белорусской экономики в последние годы заметно отстал от темпа стран­соседок. Сказывается высокая фискальная нагрузка, которая подавляет активность инвесторов.

Размышления на посошок конференции
 
В марте БСПН им. Кунявского совместно с Минэкономики, Минфином, МНС провел научно-практическую конференцию «Фискальная политика в целях устойчивого развития». На наш взгляд, итоги этого мероприятия нуждаются в дополнительном анализе и осмыслении.
 

Организуя конференцию, мы исходили из того, что среднегодовой прирост белорусского ВВП в 2011—2017 годах составил всего 0,8 %, то есть находился в пределах погрешности при его определении. В тот же период прирост экономики Литвы составил 3,2 %, Польши — 3,1, России — 1,7, а Китая — 8,1 %, то есть на порядок выше, чем Беларуси.

Первейшей задачей аналитиков БСПН было определить пути преодоления застоя, чтобы приблизиться к темпам мирового развития. Особую актуальность эта задача приобрела в связи с поставленной президентом Беларуси целью в 2025 году выйти на объем ВВП в 100 млрд долларов. Чтобы достигнуть такого результата, среднегодовой прирост ВВП в 2018—2025 годах необходимо довести до 8,4 %!

Мониторинг социально-экономического развития, проводимый аналитической группой БСПН, показывает, что снижение темпов и стагнация нашей экономики во многом обусловлены недостатком инвестиций, прежде всего в производственную сферу, и падением страновой конкурентоспособности Беларуси. Так, в 2014—2016 годах инвестиции в основной капитал сокращались в среднем на 16,5 % в год. В 2016-м показатель упал на 28,2 % по сравнению с 2010-м, в том числе в сфере производства — на 32,6 %. В 2011—2016 годах коэффициент обновления основных фондов чуть превысил 5 %. Отсюда вывод: нет инвестиций — нет развития.

На наш взгляд, в числе основных причин таких результатов макроэкономическая нестабильность, несовершенство денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Если в отношении денежно-кредитной политики прослеживаются определенные подвижки, по крайней мере в части инфляции и стабильности белорусского рубля, то заметных улучшений в бюджетно-налоговой политике не наблюдается.

Организуя конференцию, мы рассчитывали затронуть не только вопросы совершенствования Налогового кодекса, но и другие изъятия у субъектов хозяйствования. К сожалению, обсуждения фискальной политики в контексте ее влияния на устойчивый рост не получилось. Дискуссия свелась к необходимости изменить отдельные положения и статьи Налогового кодекса. Впрочем, и в данном случае присутствовали определенные ограничения вроде «доходы бюджета не должны уменьшаться». Такая постановка задачи с позиции бизнеса делает работу по корректировке фискальной политики малоперспективной.

Можно сколько угодно заниматься постатейной «орфографией» Налогового кодекса, но итог для субъектов хозяйствования уже предопределен. Уровень централизации (изъятий) ресурсов в бюджет не уменьшится, следовательно, финансовое положение субъектов не улучшится.

Нет денег на развитие

Соглас­но данным статистики, в 2017 году только на погашение кредитов банков и займов в целом по экономике было направлено 50,5 млрд руб., в том числе по промышленности — 32,9 млрд руб., что составляет соответственно 55,3 и 116,3 % от годового объема добавленной стоимости. То есть в прошлом году вся промышленность наработала столько, что не хватило даже на расчеты по кредитам и займам, не говоря уже о таких «заботах», как заработная плата, налоги и другие неотложные нужды. На таком фоне главной задачей органов управления должно стать снижение фискальной, в том числе налоговой, нагрузки на субъекты хозяйствования. Высвобожденные ресурсы пойдут на финансовое оздоровление, снижение кредиторской зависимости и развитие.

Может быть несколько вариантов решения этой задачи. Прежде всего, следовало бы сократить бесплатное кредитование бюджета через авансовую уплату налогов и других платежей при закупках сырья, полуфабрикатов и энергоносителей.

Как известно, средняя продолжительность производственного цикла товаров (от закупки сырья и до реализации готовой продукции) составляет примерно шесть месяцев. В 2017 году Беларусь импортировала промежуточных товаров на 22,4 млрд долларов. Можно предположить, что только на обслуживание кредитов по уплате таможенных платежей товаропроизводители потратили примерно 300 млн руб.

В конечном счете все выплаты производит население. В 2017 году налоговые платежи в консолидированный бюджет составили 31,7 млрд руб., или 78,9 % годового фонда оплаты труда. При этом дебиторская задолженность увеличилась на 3,5 млрд руб., в том числе в промышленности — на 1,6 млрд руб. Это означает, что, не получив выручки, товаропроизводители были обязаны уплатить за счет кредитных ресурсов только по налогу на добавленную стоимость примерно 330 млн руб. и еще около 40 млн руб. в виде процентов за банковское обслуживание.

«Креативные» чиновники

Взаимоотношения субъектов хозяйствования с фискальными органами демонстрируют «высокую креативность» последних при пополнении бюджетных доходов. Примером тому является введение контрольных (идентификационных) знаков на отдельные товары, в том числе на обувь, кофе и чай. Были определены вполне пристойные цели введения таких знаков: обеспечение экономической безопасности государства, предотвращение вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей на территории Беларуси. Однако на деле оказалось, что рынок никто не отслеживает, а защитные знаки превратились, по сути, в акцизные марки. Стоимость таких «марок» увеличилась в 100 раз по сравнению с 2006 годом (началом введения) и доходит, например, на пачку чая до 20 % от цены закупки и до 10 % в структуре издержек импортеров.

Не менее странно выглядит установленная постановлением Минфина от 5.02.2013 № 7 форма расчета прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет на принадлежащие государству акции, то есть на дивиденды. Согласно указанной форме, дивиденды в размере 20 % должны уплачиваться государству не только из чистой прибыли, что соответствовало бы закону от 9.12.1992 «О хозяйственных обществах», но и из расходов по текущей инвестиционной и финансовой деятельности, не учитываемых при налогообложении. Как показывает практика, среди таких расходов — выплаты процентов по просроченным платежам коммерческим банкам, штрафы и пени, расходы по коллективному договору.

Выплаты дивидендов из расходов, на наш взгляд, вообще нонсенс. Да, в балансе можно отразить увеличение убытков, но реальные ресурсы для выплаты дивидендов приходится опять изыскивать из новых кредитов!

К сожалению, примеры такого вымогательства государственных органов в отношении субъектов хозяйствования весьма распространены как на республиканском, так и на региональном уровне. Достаточно напомнить перипетии с так называемым лжепредпринимательством; казуистику с многочисленными штрафными санкциями, в том числе за несвоевременную предоплату энергоносителей; «новаторство», связанное с внедрением систем контроля налоговых органов; «креатив» Мингорисполкома в отношении разработки и согласования «паспорта рекламы» на обыкновенные наружные вывески.

Уменьшить поборы

Чтобы снизить фискальную нагрузку на бизнес, правительству впору создать еще одну группу, помимо рабочей группы по корректировке Налогового кодекса, — на этот раз по борьбе с поборами. К слову, многие из них установлены решениями Совмина. По оценкам руководителей ряда коммерческих организаций, упразднение подобных «инициатив», в том числе решений местных органов касательно содержания и обустройства закрепленных территорий, позволило бы примерно на 5 % уменьшить общую фискальную нагрузку на бизнес.

Говоря о снижении фискальной нагрузки, нельзя обойти тему социального страхования, которое по своей сути является социальным налогом. В 2017 году, по данным Минфина, на эти цели было направлено примерно 11 млрд руб., или 10,4 % от ВВП. Это составляет 12 % от валовой добавленной стоимости, что ближе для плательщиков. Причем 97 % социальных платежей, согласно действующему законодательству, приходится на нанимателей (взносы в ФСЗН — 34 % от фонда оплаты труда).

Задача перераспределения такой нагрузки ставилась еще в 2010 году в директиве № 4, однако к реализации запланированного так и не приступили. А ведь подобное распределение используется развитыми странами не только для снижения нагрузки на бизнес, но и как инструмент борьбы с иждивенчеством для мотивации к труду и здоровому образу жизни. К пенсионной реформе рано или поздно придется приступить. Лучше бы сделать это пораньше! Высказанную на конференции идею о включении страховых выплат в бюджет считаем глубоко ошибочной и недальновидной.

Более 70 % участников опроса, проведенного организаторами конференции, считают, что действующая налоговая система нуждается в изменениях. В том числе 27 % респондентов выступают за существенные изменения, 18 % — за коренные реформы системы как по видам, так и по количеству налогов.

Сейчас четко прослеживается многократность налогообложения. Так, налогооблагаемая база НДС состоит из прибыли и фонда оплаты труда. При этом налог с прибыли изымается дважды: непосредственно с прибыли (корпоративный налог) и через НДС. Фонд оплаты труда облагается налогами многократно: через НДС, социальный налог, подоходный налог, в виде инфляции. Правда, теоретически плательщики этих налогов разные — товаропроизводитель и потребитель (население). Однако практически налоговый агент один — товаропроизводитель, который к тому же несет все издержки по администрированию платежей. Впрочем, от этого, видимо, пока никуда не уйти, по крайней мере в рамках одной страны.

Основные недостатки действующей фискальной системы, по мнению участников опроса, кроются в высоком уровне платежей (это отметили 55,4 % респондентов) и нестабильности налогового законодательства (40,3 %). По данным Минфина, в 2017 году непосредственно налоговая нагрузка (без социального страхования и неналоговых платежей) составила 25 % от ВВП. При этом более чем у четверти опрошенных организаций она изымает свыше 40 % добавленной стоимости, а у некоторых в два раза превышает ее! В таких условиях говорить о каких-либо мотивах и стимулах к развитию не приходится априори.n

Подписка на налоги + БСПН + Бадей + НДС
18 июня 2018
Корректировка Налогового кодекса выходит на финишную прямую, но впереди налоговая реформа. Чтобы не проводить ее галопом, подготовку нужно начинать уже сейчас.
23 мая 2018
Об этом сообщила представитель налоговой инспекции столицы.
17 мая 2018
Они варьируются в зависимости от района и города.
14 мая 2018
Фискальную реформу следует начать с администрирования, расширения упрощенной системы и снижения имущественных налогов. При этом следует ориентироваться на мнение бизнеса и зарубежный опыт.
08 мая 2018
На самом деле деньги перекочевали из кошельков Беларуси.

Страницы