Апрель 02, 2017
Антон РОГАЧ

Огромную разницу в качестве абонементных программ продемонстрировали клубы высшей лиги чемпионата Беларуси по футболу. Большинство ограничилось продажей права на посещение матчей.

Частник — двигатель прогресса

В нынешнее межсезонье наиболее качественную билетную программу разработал частный столичный клуб «Крумкачы». Его маркетологи придумали три категории абонементов и несколько неожиданные названия для каждой из них — albus, varius и corax. Это латинские наименования трех видов воронов (именно так переводится название «Крумкачы» на русский язык).

В клубе признали, что само по себе право посещения матчей высшей лиги не самый желанный продукт, и большое внимание уделили так называемому «подкреплению». «Крумкачы» первыми перестали продавать абонементы исключительно как пропуск на стадион. В каждом из трех вариантов болельщику предоставляется комплект услуг и бонусов в красивой подарочной коробке.

Самый простой набор, Albus, включает в себя абонемент, календарь матчей, стикер и магнит. Кроме того, обладателю такого набора предоставляются 10-процентная скидка на атрибутику, бесплатные программки к матчам и доставка приобретенного комплекта за 5 руб. Цена абонемента — 36 руб.

В наборе Varius, помимо комплекта, входящего в Albus, покупатель найдет бесплатную футболку с изображением крыльев, фирменный шарф и коллекционные карточки. В этом варианте подарочную коробку доставят покупателю бесплатно, а скидка на атрибутику увеличится до 15 %. Болельщик получит возможность бесплатно отправиться на один гостевой матч команды в сезоне. Кроме того, его ребенок сможет сопровождать выходящего на поле футболиста. Цена данного абонемента составляет 96 руб.

Самый престижный набор — Corax

Обладатели абонемента этой категории увидят в коробке практически то же самое, что и в Varius, но вместо обычной футболки в комплекте будет настоящая, игровая, причем с любым номером и фамилией. По желанию болельщика на футболку могут быть нанесены автографы футболистов «Крумкачоў».

Кроме того, для обладателя данного абонемента предусмотрены эксклюзивные бонусы: бесплатная доставка набора игроком основной команды; не один, а два бесплатных выезда на гостевые матчи. Скидка на атрибутику составит 20 %. Само собой, дети болельщиков, приобретших абонемент Corax, также смогут выводить футболистов команды на поле. Эксклюзивной опцией станет возможность сыграть в специально организованном матче с участием футболистов «Крумкачоў». Цена самого престижного набора — 200 руб.

Отметим, что «Крумкачы» — самый бедный клуб высшей лиги, который может лишь мечтать о финансовой стабильности. Причина такого расклада проста: в отличие от конкурентов частный проект легких государственных денег не получает. Собственно, это и заставляет его работать во много раз усерднее.

За хороший продукт платить готовы!

Цены на белорусский футбол часто оказываются среди самых низких в индустрии развлечений. Так, в столице купить квиток на футбольный матч можно дешевле, чем билет в кинотеатр. Поход на игру обойдется дешевле ужина в кафе и прочих развлечений. При этом посещаемость спортивных поединков все равно остается низкой.

Впрочем, пример «Крумкачоў» доказывает, что цена билета не решающий фактор. Ведь минский клуб продал примерно одинаковое количество абонементов каждого типа — и за 36, и за 200 руб. Следовательно, потребитель готов платить, но только за действительно интересные предложения.

Подготовив качественный продукт, «Крумкачы» доказали, что причина небольших доходов белорусских клубов от продажи билетов и абонементов нередко кроется в том, что не проводятся анализ аудитории, ее сегментирование, позиционирование, не учитываются потребности представителей каждого сегмента.

Кстати, стоит отметить и продвижение абонементной программы «Крумкачоў». Маркетологи клуба не располагают значительным рекламным бюджетом, тем не менее они заставили рассказать о своей абонементной программе многие неспортивные СМИ. Например, клуб предоставил так называемым тунеядцам 10-процентную скидку на абонементы. Чтобы ее получить, нужно принести официальное уведомление из налоговой согласно декрету № 3. Естественно, об этом шаге рассказали все независимые СМИ.

БАТЭ не во всем чемпион

После анонса абонементной программы «Крумкачоў» маркетинговый отдел БАТЭ наверняка не раз пожалел о раннем старте продаж своих абонементов. В этом компоненте борисовский клуб, от которого априори ждут лидерства не только на футбольном поле, проиграл скромной столичной команде по всем статьям. Хотя определенные подвижки были и у БАТЭ: еще до объявления программы «Крумкачоў» борисовчане предложили обладателям абонементов трикотажные майки.

Куда больше повезло клубам, которые не успели объявить свои абонементные программы до прорывной, по белорусским меркам (на Западе такой подход практикуется давно), новости от «Крумкачоў». «Ислочь» также дарила обладателям абонементов сувенирную продукцию и предоставляла скидки. Даже абонементы команда из Минского района назвала по схожему с «Крумкачамi» принципу («Матерый волк», «Вожак», «Семья», «Волчонок»). Однако стратегия слепого копирования редко приводит к успеху. 

Стандартные предложения. Впрочем, большинство клубов все равно ограничились стандартными предложениями. Менедже­ры понимают, что чемпионат Беларуси теряет популярность, однако по-прежнему предлагают однообразные абонементы без всякого подкрепления. Лишь шесть из шестнадцати клубов предусмотрели более одной ценовой категории абонементов (без учета сезонных квитков для льготных категорий болельщиков и фанатов).

Далеко не всегда клубы прикладывают достаточные усилия для реализации всех абонементов. Так, чтобы найти информацию о сезонных квитках на домашние игры «Слуцка» и «Гомеля», приходится пролистывать около пяти страниц в архивах новостей на сайтах этих команд. Естественно, при таком подходе много абонементов продать не удастся.

По состоянию на утро четверга свою абонементную программу не опубликовала «Славия». В среду директор клуба Андрей Василец заявил, что абонементы на сезон утверждены и находятся «в процессе печати». Дело было, отметим, за три дня до старта сезона.

«Нафтан», получивший лицензию на участие лишь за день до старта чемпионата Беларуси, решил вовсе не продавать абонементы. На неделе область, город и одноименный завод все же гарантировали команде минимальное финансирование. Попыток же зарабатывать самостоятельно новополоцкий клуб не предпринимает даже под давлением кризиса.

Не предлагает абонементы и один из самых прогрессивных клубов страны — брестское «Динамо». Причина кроется в сложных отношениях с руководством спорткомплекса «Брестский», который самостоятельно занимается продажей билетов и не желает идти в ногу с современными тенденциями. По информации «Спортивной панорамы», клуб, взятый под опеку шейхом из ОАЭ Полем Даэром, в 2019 году планирует начать строительство собственной арены. Вполне вероятно, после этого многое изменится.

В целом отношение клубов к продажам абонементов соответствует их работе на других фронтах коммерческой деятельности: «Нафтан» продает абонементы так же, как и взаимодействует со спонсорами, а не получающие поблажек «Крумкачы» ищут средства на всех направлениях.

Подписка на футбол + чемпионат Беларуси + тикетинг + билеты и абонементы
16 октября 2017
Использование спортивных трансляций для привлечения клиентов в бары и кафе — занятие более сложное, чем может показаться на первый взгляд, но зачастую эффективное.
29 сентября 2017
Белорусские футбольные клубы не стали интересной рекламной площадкой для компаний — поставщиков экипировки в страну.
20 сентября 2017
Спонсорские деньги по­прежнему составляют львиную долю поступлений в бюджеты отечественных клубов.
25 августа 2017
По итогам прошедшей в пятницу жеребьевки борисовчане сыграют в группе Н. Противостоять им будут «Арсенал» (Англия), «Кёльн» (Германия) и «Црвена Звезда» (Сербия). В 1/16 турнира выйдут две лучшие команды группы.
09 августа 2017
Многие команды — участницы чемпионата Беларуси по футболу испытывают финансовые проблемы. Ситуация повторяется уже не первый год, и варианты решения туманны.
09 августа 2017
Безуспешные попытки пройти процедуру установленным путем вынудили поднять вопрос на самом высоком уровне

Страницы