Март 05, 2018
Любовь БАХУРЕВИЧ

Фермерам трудно попасть в белорусские торговые сети, заявиливо время обсуждения этого вопроса на семинаре «Взаимоотношения торговли и производителей сельскохозяйственной продукции» представители частного бизнеса на селе.

Пока фермеры не могут прийти к взаимопониманию с торговыми сетями. Последние хотят стабильных поставок, сертифицированных товаров и настроенной на них логистики. В свою очередь, фермеры жалуются на то, что сети не разделяют с ними риски.

«Никто не говорит даже о том, чтобы сети разделили какие-то риски фермеров, — этого не бывает. Не фермер виноват, что ее (продукцию. — Прим. «БР»).где-то побили или испортили. Сейчас у сетей с фермерами 100-процентный обмен — возврат. Что-то продается за два-три дня, а что-то зависает», — рассказала начальник проекта по производству ООО "ГринОпт" Тамара Михаленко.

По ее словам, нередко сети начинают лукавить, мол, вот если бы вы купили мне пакет, как в Италии, на квашеную капусту, тогда я бы с вами работал. Правда, совершенно не факт, что эти пакеты нужны для успешных продаж, ведь, возможно, товар и без них будет хорошо раскупаться.

«Зачастую убедить сеть выложить продукт сложнее, чем его продать», — поделилась опытом представительница фермерского хозяйства. Например, в белорусских магазинах продается российская рожь для проращивания, которую поставщики из РФ приобрели у белорусских фермеров, законсервировали и завезли обратно, рассказала спикер. «Дойдет до того, что внутри страны мы будем кушать чужое, а свое за бесценок продавать за рубеж, ожидая, что цена взлетит», — сказала Тамара Михаленко.

У сетей своя правда. Как рассказал представитель сети Green Анатолий Кирилюк, основная проблема при сотрудничестве с фермерами — их неготовность к стабильным поставкам. Из-за сбоев сеть рискует потерять покупателя. Возникают проблемы и с предоставлением качественных документов.

«Не все готовы это делать, как в крупных предприятиях. Потребитель часто требует у нас подтверждение качества, даже накладные показываем. Если фермеры готовы предоставлять качественные документы, в том числе ветеринарные, то мы делаем шаг навстречу», — сказал Анатолий Кирилюк.

Третий вопрос касается логистики. Подстраивать ее под сельхозпроизводителей торговым сетям нерентабельно.

Как следствие, белорусские фермеры настроили логистику за рубеж, а сети — из-за рубежа. Это неудивительно, ведь маржинальность белорусской продукции на внутреннем рынке не превышает 30 %, тогда как на картофеле из Египта сети могут получить более 400 %, пояснили присутствовавшие на семинаре эксперты.

Председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин считает, что фермерам нужно добиться «высокой степени кооперации», чтобы вести равный и успешный диалог с сетями. «Нужно составить бизнес-план, примерно прикинуть емкость нашего рынка, что нам надо и какие мощности могут быть. Конечно, эта структура не должна быть государственная ни в коем случае. Я очень надеюсь на Союз фермеров, что мы такие проекты создадим, и я не вижу затруднений здесь», — отметил спикер.

Хорошие перспективы, полагает Владимир Карягин, имеют производители эко­логически чистых продуктов. «Сейчас уже в ряде стран не создашь экологически чистое производство. Этим летом я был в Китае, так они все готовы у нас покупать. В Америке биопродукты, например десять яиц, 9 долларов стоят в магазине. Я там раз в пять лет бываю и хочу сказать, что настолько снизилось качество продукции, что я приехал домой и первую неделю просто радовался», — рассказал глава Республиканской конфедерации предпринимательства.

В Беларуси нет жестких стандартов в отношении внешнего вида продукции, но есть относительная экологическая чистота и уникальные продукты, например яблочная кислота и смородина, которых нет почти нигде в мире. «Это просто золото, которое есть только в Беларуси, Польше и немного в России. Если попробовать тот же продукт вырастить в Африке, будет уже не то. Нам нужно понять свое своеобразие и объединиться. Здесь кооперация по переработке, там по саженцам, по выращиванию садов, организовать сбытовую сеть — вот где надо объединяться. Это не лишает фермера свойства хозяина и бизнеса, но за счет кооперации и крупных объемов позволит снизить затраты», — заключил Владимир Карягин.

Подписка на фермеры + розничные сети + ритейл
20 апреля 2018
Такой вариант не исключил гендиректор управляющей компании Олег Хусаенов.
26 марта 2018
Платформа-­2018 дозрела.В документе учтены различные пожелания субъектов хозяйствования, однако он так и не вышел на стратегический уровень, признают разработчики.
18 марта 2018
Годовой отчет оператора крупнейшей розничной сети опубликован на ЕПФР
13 марта 2018
Сообщение размещено на сайте сети Гиппо, развиваемой БелВиллесден.
06 марта 2018
Новый собственник собирается сохранить бренд
01 марта 2018
В Национальную платформу бизнеса Беларуси на 2018 год внесут требование об ограничении розничных сетей. В последние годы их бурное развитие привело к удушению малого торгового бизнеса и поставило в зависимость производственные компании.

Страницы