Фермерское движение без продвижения
В 2018 году крестьянские (фермерские) хозяйства выпустили продукции на 414 млн руб., или 2 % от общего объема сельхозпроизводства. Это более чем в два раза меньше запланированного (4,5 % к 2020 году).
Фермерские хозяйства заполняют ниши, не занятые крупными сельхозпроизводителями, и ориентируются на потребности рынка. КФХ производят ягоды, козье молоко, нетрадиционные виды мяса, зелень, мед, занимаются агроэкотуризмом, помогают сохранить природное и культурное наследие страны.
Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают 194 га сельскохозяйственных угодий. На каждое КФХ приходится в среднем 72 га земли (для сравнения: в 2011-м — 54 га). Главная проблема таких хозяйств — нехватка угодий: свободных сельскохозяйственных земель, которые можно было бы выделить фермерам, в Беларуси нет.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются КФХ: их продукцию неохотно берут торговые сети, хотя, например, картофель, продающийся в торговых сетях, значительно уступает по качеству аналогичной продукции фермеров.
Согласно статистике, в КФХ трудится 8,5 тыс. человек, из них 5,5 тыс. — наемные работники.
Господдержки хватает? Как заявила 25 июля на пресс-конференции начальник управления государственной собственности Минсельхозпрода Елена Цыкунова, в министерстве считают достаточной господдержку, которая оказывается крестьянским (фермерским) хозяйствам. Они могут принимать участие в госпрограммах, им предоставлен особый режим налогообложения (в течение трех лет после регистрации освобождены от уплаты налогов), небольшие КФХ могут использовать упрощенную систему бухгалтерской отчетности.
Спикер признала, что чаще всего райисполкомы не могут предоставить фермерским хозяйствам земельные участки, которые им необходимы, поскольку «стратегия развития АПК направлена на развитие крупнотоварного производства».
Генеральный директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей Петр Арушаньянц заявил, что крестьянские (фермерские) хозяйства — постоянные клиенты фонда. Их поддерживают не только ресурсами, но и консалтинговыми, обучающими мероприятиями. Фермерам предоставляются ресурсы в размере до 10 тыс. руб. под 7 % годовых на срок до семи лет. Такие кредиты позволяют расширить производство или увеличить экспортную составляющую.
Фермерам выделяется пятая часть средств Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей. Теперь он может выступать в качестве гарантийного фонда и предоставлять поручительства КФХ. Как оказалось, данный инструмент востребован в сельской местности и малых городах.
По словам заведующего сектором информационного обеспечения Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Николая Артюшевского, фермеры активно создают новые рабочие места, притом что в целом по отрасли количество занятых сокращается. Крестьянские (фермерские) хозяйства приобретают права и обязанности крупных сельскохозяйственных организаций. Более того, уже есть положительный опыт их реформирования.
Как отметил Николай Артюшевский, основными проблемами, с которыми приходится сталкиваться КФХ, являются: дефицит земельных участков и недостаток оборотных средств, сложность участия в государственных программах, несовершенство налогового законодательства, отсутствие кооперативно-интеграционных
процессов. Помимо того, не развита система страхования имущества и доходов фермеров, в результате чего они нередко терпят убытки из-за стихийных бедствий, гибели посевов и животных.
Бюрократия и плохие земли. Председатель Минской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Николай Силин посетовал на то, что фермеры не справляются с отчетностью, бухгалтерским учетом, вынуждены готовить целый пакет документов. Им совсем не выделяют землю, могут предложить только зараженные радиацией участки. А ведь сегодня КФХ оснащены не хуже колхозов, могут и хотят обрабатывать больше сельхозугодий, причем весьма эффективно.
Фермерские хозяйства, по словам спикера, работают с большими объемами продукции. Они открыли для себя такие рынки, как Македония, Италия, Молдова, Грузия. Тем не менее таможни сопредельных государств зачастую не пропускают сельхозпродукцию фермеров. «Для чего в этих странах работают белорусские дипломаты?» — задаются вопросом представители КФХ. Отечественный картофель (им занимается, например, Николай Силин) хотят покупать в Европе, а значит, государство должно помочь фермерам наладить поставки за рубеж.
Картофелю, производимому КФХ, трудно попасть и в белорусские торговые сети. По мнению Николая Силина, во всех торговых сетях картофель неправильно хранят, поэтому не каждый фермер согласится поставлять им свою продукцию. Спикер заявил, что торговые сети устанавливают цены на импортные овощи, которые в три раза превышают закупочные цены у белорусских фермеров. Тем не менее в торговлю попадает почему-то импортный, а не отечественный товар.

Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »