Март 27, 2018
Олег ШЕПЕЛЮК

Одним из лучших белорусских стартапов прошлого года назван платежный сервис Tap2Pay. «БР» поговорила с его основателем Евгением ПАЛЬЧЕВСКИМ о проекте и о будущем платежных систем.

— Вы назвали платежный сервис Tap2Pay вашим главным продуктом. Высокую оценку дали ему и эксперты: в 2016 году проект победил в конкурсе стартапов BelBiz Battle, в 2017-м — в стартап-конкурсе Best Startup, проходившем в рамках «ТИБО». В чем заключается уникальность сервиса и как вы пришли к идее его создания?

— Tap2Pay позволяет совершать онлайн-покупки в один клик и не отнимает время на заполнение форм и ожидание одобрения банка на перевод. Сервис не требует установки на телефон, он есть в Facebook, Viber и Telegram.

Tap2Pay очень просто интегрируется с веб-сайтами компаний, а также с постами и рекламой в социальных сетях при помощи короткой ссылки. После того как покупатель кликает на кнопку «Купить» на сайте либо на пост в социальных сетях, автоматически открывается чат в мессенджере с готовым инвойсом. Для оплаты достаточно один раз привязать карточку к своему аккаунту и в дальнейшем использовать ее при последующих платежах.

Идея создания сервиса возникла благодаря анализу современных трендов. Согласно прогнозам, недавно обнародованным китайскими экспертами, уже в 2019 году 85 % платежей будет совершаться в Интернете. На долю налички и карточек придется только 15 %.

Очевидно, что сектор интернет-платежей растет во всем мире. Чтобы понять конкретные запросы бизнеса, мы много беседовали с его представителями и на основе полученных результатов создали новый продукт.

— Рассматриваете ли вы PayPal в качестве конкурента? Можно ли говорить о том, что когда или если он придет на рынок, другие аналогичные сервисы исчезнут или будут вынуждены довольствоваться крохами?

— Даже если PayPal — конкурент, то далеко не заменитель всех платежных методов. Ведь в Европе и Америке, где присутствует PayPal, он далеко не лидер. В офлайне им никто не пользуется. Поэтому места хватит всем.

— Не так давно в Беларуси появился Samsung Pay. Что вы скажете о конкуренции с ним?

— Samsung Pay ограничен технологичностью — не только их маркой, но и функционалом самих телефонов, тогда как у нас нет ограничений ни по бренду, ни по возможностям телефона. Возьмем Африку. Там самый популярный телефон — Nokia 3310. Так вот даже с его помощью уже осуществляются безналичные платежи! Там люди получают зарплаты на свой мобильный счет, пересылают друг другу деньги через USSD-запросы.

— Как начать использовать Tap2Pay?

— Самое важное, что его не нужно скачивать: он уже есть в мессенджерах Facebook, Viber, Telegram. Найдете наш чат-бот, и он сможет проводить платежи.

Предусмотрены два варианта его работы в Беларуси. Первый применяется в случае, если бизнес уже может принимать платежи через Интернет. Тогда он может использовать и интегрировать Tap2Pay в процесс продаж и общения с клиентами, чтобы продавать свои продукты в Интернете просто и легко.

Второй вариант актуален для организаторов мероприятий (конференций, семинаров, фестивалей, концертов и т. п.). Они могут использовать наше решение для продажи билетов. Сейчас мы зарегистрировались как билетный оператор, поскольку пока наше законодательство не позволяет принимать платежи в отношении третьих лиц. Насколько мне известно, Нацбанк уже готовит документ, который разрешит такую деятельность. Так что, возможно, ситуация изменится, и функции нашего сервиса расширятся еще больше.

— На ком зарабатывает ваш сервис: на конечном потребителе или на компаниях?

— Платят компании, а не потре­бители.

— В чем преимущество Tap2Pay перед банковскими переводами?

— Для человека — в простоте и скорости. Скоро мы не будем возвращаться домой, если забудем кошелек, потому что все есть в телефоне. Для компаний — в том, что пользователи смогут быстрее оформить покупку товара или воспользоваться услугами. Потому что, сделав это один раз в одном из магазинов, использующих Tap2Pay, в дальнейшем они смогут покупать товары или оплачивать услуги в один-два клика. К тому же комиссия, которую берут банки за проводку платежей, заметно больше нашей.

— С помощью Tap2Pay я могу оплатить, например, доставку пиццы или заказ в ресторане?

— Такая возможность уже есть, и сейчас мы проводим интеграции с крупными пиццериями и кафе. Клиенту достаточно будет зайти в чат-бот пиццерии и сделать заказ, а после оплатить. Рестораны или кафе, использующие наш сервис, могут прописать в меню, например, такую фразу: «Вы можете сделать заказ даже без официанта через брендированный под ресторан чат и оплатить его сразу же, не дожидаясь счета».

— Много ли у вас клиентов? Сколько из них белорусских? Как растут обороты?

— За год работы в Tap2Pay зарегистрировалось 500 продавцов, в том числе белорусских — процентов двадцать. Часть из них только попробовала сервис и, видимо, не разобравшись в нем, ушла: у нас предусмотрен тестовый режим, который позволяет клиентам оценить возможности Tap2Pay.

Транзакции растут в среднем на 10 % в месяц. Рост сильно разнится в зависимости от того, каких продавцов мы подключаем.

Сейчас намечается сделка с зарубежными госкомпаниями, принимающими коммунальные платежи. Мы видим большой потенциал в этом проекте, потому что пользователь может зайти в мессенджер, написать, что он потратил 200 кВт в месяц, столько-то кубометров воды, и ему моментально высылается платеж, который он может оплатить в течение нескольких секунд.

— Что должно произойти, чтобы в Беларуси через ваш сервис стала проходить весомая доля платежей?

— Само общество должно быть готово к инновациям. Иначе оно будет по-прежнему пользоваться банками и стоять в очередях, ждать, пока обслужит человек. Я убежден в том, что рутинным задачам не должно уделяться столько времени!

На днях я отправил за рубеж денежный перевод и потратил на это час своего рабочего времени. Посетил два банка, потому что в первом был наплыв бабушек, а во втором провел полчаса, отправляя перевод. В ХХI веке на это должно уходить не 30 минут, а 30 секунд!

— Как быть с вопросами безопасности? Противники криптовалют как раз и пугают общество тем, что с биткоином и другими виртуальными дензнаками будет активно «работать» преступный мир.

— Современные технологии лишь повышают прозрачность переводов. Ведь я явно буду посылать деньги со своего банковского аккаунта, карточки, а это значит, что я уже идентифицирован. Точно так же контролируемы точки входа и выхода в «крипту», там можно легко дойти до конечного клиента. Все биржи и обменники идентифицируют клиента, особенно когда дело касается серьезных сумм.

— Станет ли Беларусь IT-страной и как быстро это может произойти?

— Может, и станет, но не очень скоро. Во всяком случае, не так быстро, как, например, в Эстонии, которая обгоняет остальные страны Балтии по количеству стартапов и инвестиций в них. Причина в том, что тамошнее законодательство взяло курс на развитие предпринимательства. Как результат, многие люди из разных стран открывают бизнес в Эстонии и развивают его оттуда, потому что чувствуют себя там комфортно и государство им не мешает. Чтобы мы могли догнать эту страну, необходимо, чтобы среди руководства государственных учреждений появлялись молодые, прогрессивные, открытые к инновациям менеджеры (например, такая тенденция сейчас наблюдается в соседней Литве). Иначе никак.

— В IT-индустрии много возможностей. Почему вы занимаетесь именно тем, чем занимаетесь?

— Дело в философии бизнеса. Меня вдохновляют люди, чаще всего западные бизнесмены, которые умеют думать глобально. Их цели не замкнуты только заработком. Они думают о пользе для человечества, о том, чтобы сделать этот мир удобнее. Иногда вдохновляют некоторые страны, которые реализуют идеи, двигающие общество вперед.

В IT-индустрии не так много вещей, меняющих мир к лучшему. Мне хотелось бы избавить людей от проблем и порождающих их привычек.

Мы видим, что у людей во всем мире уже изменились привычки, связанные с общением: они используют мобильные телефоны как средство коммуникации. Мы же предлагаем передавать не только информацию, но и ресурсы. Мы хотим оптимизировать этот процесс, создать продукт, удобный и для бизнеса, и для человека, чтобы люди не стояли в очередях, не тратили такой драгоценный ресурс, как время. Мы хотим сделать их жизнь лучше, удобнее и подарить им время для саморазвития, общения с семьей.

По данным Gartner и Deloitte (кстати, данная компания является нашим клиентом: она купила VIP-пакет одного из сервисов), к 2020 году 25 % госуслуг должны быть автоматизированы. Это сэкономит 1,5 млрд рабочих часов в мировом исчислении и около 41 млрд долларов, позволит автоматизировать рутинные процессы, и человек сможет заниматься творческими задачами более высокого уровня.

— У этой медали есть обратная сторона. Много говорят о том, что развитие финтеха приведет к увольнению десятков тысяч работников. Прогнозируется, что только белорусские банки могут уволить 50 тыс. сотрудников, что работу потеряют около 20 тыс. бухгалтеров. Как быть с этим?

— Человек может привыкнуть к любой среде и должен обучаться. Это нормально. Если такая профессия, как бухгалтер, не нужна или часть работы этих специалистов можно перевести в автоматический режим, будет только лучше. Это закономерный процесс, потому что в бухгалтерской работе очень много рутины. Я просто в ужасе от того, какое количество бумаг должна иметь белорусская компания, а ведь можно установить программу и забыть о подсчетах, можно подписать документы в Интернете и не возить туда-сюда печать. Страны, сделавшие это, находятся впереди нас. Доход на душу населения у них в десятки раз больше, чем у нас, и при этом живут они неплохо. Думаю, и с нами ничего страшного не произойдет.

Подписка на Tap2Pay + платежные системы + IT + стартапы
16 июля 2018
Сейчас военные создают рабочие места для айтишников
16 июля 2018
Ему перейдет миноритарная доля акций.
16 июля 2018
Увидеть утраченную архитектуру белорусской столицы позволяет мобильное приложение Chronosphere, созданное программистами­энтузиастами с использованием технологии дополненной реальности.
16 июля 2018
Помочь строительству IT­страны может каждый руководитель. Для начала следует автоматизировать систему управления бизнес­процессами на своем предприятии.
29 июня 2018
В Минске проходи семинар по цифровой экономике.
26 июня 2018
В конце мая Евросоюз ввел в действие Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR). Он затронет не только сферу высоких технологий, но и многие отечественные организации, работающие с европейскими партнерами и клиентами.

Страницы