Апрель 10, 2017
Евгений ИВАНОВ, заведующий кафедрой логистики Международного университета «МИТСО»

Необходимо обязать экспедиторов повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. В противном случае страна рискует потерять в качестве транспортно-­экспедиционных услуг.

Если подготовка водителей-международников не вызывает сомнений, поскольку они проходят курсы повышения квалификации в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, не реже одного раза в пять лет, то квалификация экспедиторов осталась под вопросом. После отмены с 1 января 2011 года лицензирования транспортно-­экспедиционной деятельности субъекты хозяйствования игнорируют требование о повышении квалификации кадров, содержащееся в Положении о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов (утверждено постановлением Совмина от 15 июля 2011 года № 954).

Так, по данным Ассоциации международных экспедиторов и логистики БАМЭ, с 2013 по 2016 год в центре «БАМЭ-­Экспедитор» по программе «Транспортно-экспедиционная деятельность (экспедитор транспортный)», согласованной с Минтрансом, прошли обучение только 218 человек, в том числе в 2013 году — 86, в 2014-м — 47, в 2015-м — 32, в 2016-м — 53. На наш взгляд, такого количества недостаточно для отрасли.

Многие субъекты хозяйствования предпочитают вовсе не повышать квалификацию своих работников. В результате недостаточная компетентность начинает сказываться на качестве транспортно-экспедиционных услуг, в том числе тех, которые идут на экспорт. Тем более что в последнее время в экспедиторскую отрасль пришло множество новых специалистов, не имеющих профильного образования в сфере транспорта и логистики.

Поэтому необходимо законодательно закрепить обязанность экспедитора не реже одного раза в пять лет проходить обучение в организациях, имеющих государственную аккредитацию. Объем такого обучения по согласованным с Минтрансом программам должен быть не менее 36 академических часов.

Мы направили письмо на адрес министерства с предложением внести в Закон Республики Беларусь «О транспортно-­экспедиционной деятельности» норму об обязательном повышении квалификации экспедиторов не реже одного раза в пять лет. Ассоциация БАМЭ инициативу поддержала.

Надеемся, что это предложение поддержит и регулятор, поскольку, на наш взгляд, оно будет способствовать не только улучшению качества транспортно-логистических услуг, но и подъему Беларуси в рейтинге Всемирного банка по индексу эффективности логистики (Logistics Performance Index).

Как и во всем мире, белорусское образование является академическим, но сегодня ценны знания прикладного характера. Особенно в таком довольно новом направлении, как логистика (обучение логистов в высшей школе началось в 2005 году). Поэтому сейчас очень важно не только увеличить количество прикладных исследований в логистике, но и сделать образование практико-ориентированным. Это по силам нашим университетам, занимающимся подготовкой и повышением квалификации работников данной отрасли.

 

Мнение опубликовано в в №13 газеты "Белорусы и рынок" от 08.04.2017. Оформить подписку.