Ноябрь 16, 2017
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Евразийская экономическая комиссия планирует расширить список товаров, которые необходимо маркировать при обращении на рынке ЕАЭС. Контрафакта станет меньше, соглашаются эксперты, но малому бизнесу придется уйти из некоторых товарных ниш.

Вслед за меховыми изделиями, попавшими под обязательную маркировку еще в августе 2016 года, в очереди оказались обувь и ювелирные изделия. Национальные налоговые органы получили письма ЕЭК с призывом подключить к обсуждению темы экспертное сообщество стран — участниц союза.

Нам важно ваше мнение

Какие преимущества для вашего биз­неса вы видите от введения маркировки? На какие товары целесообразно ее вводить в первую очередь? Какой вид средств идентификации (штрих-код, QR-код, DataMatrix-код, RFID-метка, «пузырьковый код», прочее) более предпочтителен в вашей отрасли? Эти и другие вопросы евразийских чиновников разосланы в форме анкетированного опроса заинтересованным органам госуправления и предприятиям.

Примечательно, что в списке нет ни одного вопроса, который в принципе ставил бы под сомнение целесообразность такой меры контроля.

На заседании экспертной группы при ЕЭК, состоявшемся в конце сентября, планы евразийских чиновников поддержали крупные российские сети. В частности, представители «КАРИ» выразили мнение, что маркировка создаст равные условия работы на рынке обуви и станет эффективным инструментом общественного контроля. Ретейлер высказался за целесообразность использования машинопечатных средств идентификации, таких как QR-код и DataMatrix-код.

Как показал опрос «БР», идею поддерживают и крупные отечест­венные игроки обувного рынка. «Маркировка будет хоть каким-то ответом контрафакту взамен нынешнего бездействия», — прокомментировал инициативу ЕЭК директор одной белорусской компании.

Слишком много «серого»

По оценке собеседника, до 90 % обуви, завозимой на наш рынок из РФ, имеет поддельные документы. Проблема касается не только импорта из третьих стран, но и продукции многих российских обувных фабрик, которые, толком не локализовав производство, выдают импортный товар за произведенный в ЕАЭС.

Чтобы оценить масштабы проблемы, собеседник предложил съездить в торговый центр «Москва» в Люблино, куда почти в полном составе переехал бывший «Черкизон». Там представлен широкий ассортимент обуви, которую можно приобрести мелким оптом, а к ней и липовый сертификат стоимостью 400 рос. руб. Многие белорусские ипэшники и малые торговые организации закупаются в «Москве», а затем торгуют контрафактом на вещевых рынках и в торговых центрах Беларуси. Таким образом, бюджет недополучает и таможенные платежи, поскольку нелегальный импорт зачастую обходит таможенное оформление, и НДС, который не уплачивают многие субъекты малого предпринимательства.

При таком раскладе крупные отечественные производители и импортеры обуви находятся в заведомо проигрышной ситуации, поскольку, работая по белым схемам с уплатой таможенных платежей, налогов и с расходами на сертификацию продукции, вынуждены выставлять более высокие розничные цены.

Законам следуют не все

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов высоко оценил возможности современных средств маркировки как инструмента контроля за оборотом товаров, однако усомнился в том, что его внедрение в равной степени решит проблему контрафакта в ЕАЭС.

«Если в нашей стране маркировка шуб позволила почти полностью вывести бизнес из тени, то в России и Казахстане — лишь наполовину. При этом Армения и Киргизия даже не начинали выполнять эти договоренности ЕАЭС», — отмечает Виктор Маргелов.

По мнению собеседника, в случае расширения применения маркировки в союзе, мы будем иметь примерно такой же эффект и в других товарных группах. При этом серьезный удар может быть нанесен по субъектам малого предпринимательства, поскольку полностью перейти на белые схемы для них проблематично. Российские оптовики не станут продавать три-пять пар обуви с полным пакетом документов, да и возиться с оформлением НДС по стране назначения тоже едва ли кто-то захочет. К тому же на горизонте появилась перспектива перехода на обязательные электронные накладные, что вызовет удорожание доставки малых партий. Если кто-то из предпринимателей сумеет пройти все процедуры по-белому, то приобретенная обувь может оказаться золотой. Вряд ли таким товаром можно будет успешно торговать на белорусских рынках. Распространение маркировки грозит стать причиной массового вымирания малых субъектов торговли в нашей стране.

 

Материал опубликован в номере 42 газеты "Белорусы и рынок" от  13 ноября 2017 года. Оформить подписку на первое полугодие 2018 года

Подписка на контрольные знаки + контрафакт + ЕЭАС + ЕЭК + малый бизнес + торговля + маркировка товаров
10 июля 2018
Ограничения, введенные 6 июня признаны противоречащими праву ЕАЭС
05 июля 2018
В них будут действовать особые нормы законодательства.
05 июля 2018
Имущества Шумилинского райпо может не хватить для погашения долгов.
29 июня 2018
Сейчас норма носит рекомендательный характер
15 июня 2018
Соответствующее постановление принято Советом министров

Страницы