Октябрь 31, 2017
Мария САДОВСКАЯ

Проект реформы в области энергетики, который распространит действие антимонопольного законодательства ЕС на проект «Северный поток — 2», Еврокомиссия может представить уже в ноябре. Об этом со ссылкой на источники в ЕС сообщило брюссельское издание EU Observer.

Поправки в закон от 2009 года о газовых рынках будут касаться определения трансграничного газопровода. Они являются ответом Брюсселя на нарастающую озабоченность ряда государств — членов ЕС по поводу возможного дисбаланса газовых поставок, который возникнет после запуска «Северного потока — 2».

Распространить нормы Треть­его энергетического пакета (законодательства в области диверсификации поставок энергии) на подводную часть трансграничного газопровода Еврокомиссия может потому, что последние километры трубы будут проложены по территории Германии. В документах этот участок обозначен как подвод­ный, но де-факто таким не является, а значит, по мнению ряда стран Евросоюза, не может быть выведен из-под норм законодательства.

За более жесткое регулирование нового трубопровода выступают Польша, Австрия, Дания, Латвия, Литва, а также председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент ЕС Дональд Туск. Поддержка инициативы Австрией удивила журналистов EU Observer, так как австрийская энергетическая фирма OMV собирается инвестировать в проект почти миллиард евро.

О намерении регулировать «Северный поток — 2» Еврокомиссия говорит с июня. Тогда в поддержку этого варианта высказались два еврокомиссара. Вице-председатель Еврокомиссии по вопросам энергетического союза Марош Шефчович заявил: «Создание диверсифицированного и конкурентного газового рынка является приоритетом энергобезопасности ЕС и стратегии Энергетического союза. Как мы уже неоднократно заявляли, «Северный поток — 2» не поддерживает цели Энергетического союза. Если трубопровод все же построят, нам как минимум придется обеспечить его прозрачную работу в соответствии с основными правилами энергетического рынка ЕС».

Комиссар по энергетике и климату Мигель Ариас Каньете добавил: «Как и любой другой проект в области инфраструктуры в ЕС, «Северный поток — 2» не может и не должен оперировать в правовом вакууме или исключительно по законам третьей страны. Мы хотим получить мандат от Совета ЕС на ведение переговоров с Россией об установлении особого режима, который позволит применить к «Северному потоку — 2» ключевые принципы законодательства ЕС и защитить внутренний энергетический рынок Евросоюза».

Однако внутри Евросоюза, в частности между юристами Еврокомиссии и Совета ЕС, нет согласия по вопросу, в какой степени нормы альянса по диверсификации поставок энергии применимы к новому проекту. По мнению юристов Совета ЕС, у Евросоюза нет юрисдикции, а у Еврокомиссии — мандата на ведение переговоров. Правда, по словам юристов второй структуры, у Еврокомиссии такой мандат есть.

Против вмешательства Брюсселя выступает канцлер ФРГ Ангела Меркель. С другой стороны, по словам Жан-Клода Юнкера, «довольно большое количество» государств-членов настаивает на вмешательстве.

Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала юридическую борьбу между Советом ЕС и Еврокомиссией «геополитической». «Поэтому нам очень важно реформировать Третий энергетический пакет и прояснить ситуацию относительно будущих отношений с третьими странами», — заявила на прошлой неделе политик.

Если Третий энергетический пакет будет применяться к «Северному потоку — 2», ПАО «Газпром» придется разрешить независимому оператору управлять трубопроводом и позволить конкурирующим фирмам, также занятым в энергокомплексе, использовать созданную «Газпромом» инфраструктуру.

После завершения строительства трубопровода около 70 % всего российского экспорта газа в Евросоюз будет поступать напрямую из РФ в Германию по дну Балтийского моря. «Северный поток — 2» позволит России при необходимости (например, по политическим причинам) приостановить поставки в страны Балтии, Польшу или Беларусь.

В интервью Financial Times 24 октября министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей заявил: «Мы не выступаем судьями в этой ситуации. Мы не можем оценить, является ли она позитивной или негативной. Конечно, мы понимаем, что «Северный поток — 2» будет проходить севернее Беларуси. Тем не менее мы готовы предоставить все необходимые гарантии, что Беларусь является надежным партнером в обеспечении бесперебойных поставок топливно-энергетических ресурсов из России в Европу». Следует отметить, что на сайте издания эта цитата не появилась, однако была распространена государственным агентством БЕЛТА.

Протяженность «Северного потока — 2», строительство которого должно начаться в 2018 году и завершиться в 2019-м, составляет 1,2 тыс. км, а мощность — 55 млрд куб. м газа в год. ПАО «Газпром» считает, что для строительства морской трубы достаточно получить лишь разрешения Финляндии, Швеции, Дании и Германии, через акватории которых будет проложен газопровод, а нормы ЕС на него не должны распространяться.

 

Материал опубликован в номере 40 газеты "Белоурсы и рынок" от 28 октября 2017 года. Оформить подписку

Подписка на газ + Северный поток + Евросоюз
24 ноября 2017
Так охарактеризовал степень готовности базового соглашения министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей.
13 ноября 2017
Еврокомиссия предложила новые, сниженные нормы выбросов углекислого газа автомобильным транспортом. Достижение этих показателей может привести к падению спроса на нефтепродукты.
13 ноября 2017
Ранее ее обсуждали премьер-министр страны Андрей Кобяков и еврокомиссар по интеграции и соседству Йоханнес Ханн
02 ноября 2017
Так охарактеризовала последние усилия по либерализации условий ведения бизнеса глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин
30 октября 2017
Его обсуждали премьер-министр страны и еврокомиссар по интеграции и соседской политике ЕС.

Страницы