Апрель 10, 2017
заведующий кафедрой «Организация и анализ предпринимательских процессов» ИПК и ПК БНТУ Леонид ЖЕЛТОНОГА

У Беларуси осталось не более двух лет, чтобы провести реформы и подготовить экономику к новой волне глобальных шоков.

Актуальность структурных реформ в белорусской экономике уже ни у кого не вызывает сом­нения. Однако сроки, «отпу­щенные» на их реализацию, непрерывно сжимаются, поскольку сжимается спред (разница) между процентными ставками по краткосрочным 13-недельным и долгосрочным пяти- и десятилетним казначейским облигациям США. На 24 марта доходность 13-недельных краткосрочных облигаций США составила 0,748 % годовых, а десятилетних казначейских облигаций — 2,48 %.

Сужение данного спреда в условиях роста базовых процентных ставок ФРС США является свое­образным индикатором приближающегося мирового финансового кризиса. Так было, например, в 2001 и 2008 годах.

Денежно-кредитная политика (ДКП) в рамках глобальной финансовой системы приобрела сверхжесткий характер. ФРС утратила контроль над уровнем реальных процентных ставок, особенно долгосрочных. Реальные процентные ставки в мировой финансовой системе сейчас устанавливаются рыночными механизмами. При этом фьючерсный рынок евродолларовых депозитных сертификатов в своих процентных ставках опережает рост базовых процентных ставок ФРС, что еще больше ужесточает глобальную ДКП.

Так, на 24 марта процентная ставка по трехмесячным казначейским облигациям (13 недель) составила 0,748 % годовых, трехмесячный ЛИБОР — 1,151 %, а процентная ставка по фьючерсным контрактам на трехмесячные евродолларовые депозитные сертификаты на декабрь 2017 года — 1,6 % годовых.

Создается впечатление, что мировой финансовый рынок уже запрограммировал кризис к концу 2019 — началу 2020 года, с углублением которого ФРС вновь будет вынуждена понизить процентные ставки, так как возникнут проблемы с обслуживанием суммарного долга финансовых организаций в размере около 10 трлн долларов.

Мы прогнозируем три сценария развития событий в мировой финансовой системе. Первый сценарий — базовый. ФРС поднимет базовые процентные ставки согласно заявленной программе. Сильное ужесточение ДКП приведет к падению цен на нефть, нефтепродукты и другие сырьевые товары, включая калийные удобрения и молоко, которые формируют значительную долю отечественного экспорта. Наряду с проблемами обслуживания внешнего валового долга Беларуси в размере около 37,5 млрд долларов, это увеличит дефицит текущего счета платежного баланса и раскрутит очередной виток инфляционно-девальвационной спирали. При таком сценарии мы ожидаем ускоренного падения оте­чественного ВВП в конце 2019—2020 годах.

Второй сценарий — катастрофический. Он самый динамичный, может иметь неожиданные итоги не только для нашей страны, но и для России, а также для стран еврозоны, накопивших существенные дисбалансы. Массовый исход капитала из рискованных активов в долгосрочные казначейские облигации США может запустить кризис в мировой финансовой системе уже в нынешнем году, что также будет сопровождаться падением цен на нефть, нефтепродукты и другие экспортные товары Беларуси. Мы столкнемся со всеми проблемами, описанными в базовом сценарии. В таком случае падение отечест­венного ВВП может быть еще более крутым.

Третий — консервативный. Он наименее вероятен и предполагает, что ФРС откажется от программы повышения процентных ставок, а казначейство Соединенных Штатов увеличит дефицит бюджета. Такие решения могут быть приняты, если в экономике США начнется рецессия. Для нашей страны это будет означать затяжную стагнацию, переходящую в столь же длительную рецессию.

Таким образом, для проведения структурных реформ у Беларуси осталось не более двух лет, да и то, если ситуация будет развиваться по первому или третьему сценарию. Катастрофический сценарий не оставляет нам времени вовсе.

Национальная экономика нуждается в срочных реформах. На наш взгляд, следует как можно скорее перейти на международные стандарты корпоративного управления, предполагающие хеджирование рисков, выход на IPO, активную эмиссию акций, управление долгами и инвестиционными проектами.

 

Мнение опубликовано в в №13 газеты "Белорусы и рынок" от 08.04.2017. Оформить подписку.

Подписка на Экономический кризис + ФРС + ВВП Беларуси
16 августа 2017
Сегодня состоялось заседание президиума Совмина, на котором обсуждался проект прогноза на 2018 год.
16 августа 2017
Согласно первой оценке Белстата в январе-июле он вырос на 1,1%.
24 мая 2017
Банк пересмотрел свою оценку развития белорусской экономики после достижения договоренностей по нефтегазовому спору между Беларусью и Россией.
16 марта 2017
Предыдущее повышение состоялось в декабре прошлого года.