Октябрь 27, 2020

Диагноз: стабильное ухудшение

Александр ВАСИЛЬЕВ, независимый экономист

Нынешнее правительство практически без полномочий не в состоянии проводить эффективную экономическую политику и противостоять нарастающему экономическому кризису, считают независимые экономисты.

 

— Экономическое положение в стране характеризуется стабильным ухудшением под воздействием прежде всего политических факторов и развитием ситуации с пандемией коронавируса. Вместе с тем, если оставить в стороне эти два фактора, сама по себе экономическая обстановка не только не является критической, но и отражает глобальные рыночные тенденции в мировой экономике и на их фоне даже в определенной степени выглядит более благополучной. Как и в других странах, в Беларуси происходит падение промпроизводства и в сфере услуг.

Традиционная ориентация на преимущественное использование административных методов управления и полную подконтрольность ключевых предприятий и отраслей, находящихся в государственной собственности, позволяет оперативно маневрировать материальными и финансовыми ресурсами, объем которых тем не менее также сокращается, и оказывать поддержку отраслям или отдельным предприятиям.

Альтернативы подобной экономической политике пока не просматривается. Протестное движение преимущественно выражается в уличной активности. Лидеры, которые находятся за границей, оставляют без внимания вопросы стратегического развития социально-экономической ситуации в стране, и особенно перспективы развития экономики. Отсутствие сколь-либо конкретных положений, которые могли бы определить будущее экономики страны, оставляет открытым содержание повестки требуемых экономических изменений. Общие лозунги, основанные на азах либеральной экономической мысли, не позволяют не только понять оценку нынешней экономической ситуации лидерами протестов, но и представить хотя бы фрагменты экономической политики альтернативной политической власти, которая может сменить нынешний режим.

Это предоставляет возможность существующей власти, продолжая противостояние с гражданским обществом по вопросам политического и правового устройства государства, проявлять большую инициативу и определенность по экономическим вопросам.

Довольно существенное обновление высших эшелонов власти на уровне Совета министров, и прежде всего экономического блока правительства, позволяет ожидать от него разработки и принятия новых, возможно, более эффективных мер. Это должны быть меры по осуществлению отдельных реформ в области государственного регулирования экономики и более радикального подхода к решению уже накопившихся проблем в области сельского хозяйства и управления государственными и местными финансами. Дальнейшая поддержка неэффективных, а иногда и хронически убыточных промышленных предприятий и целых отраслей, таких как сельское хозяйство, может быть существенно уменьшена либо даже прекращена в случае ускорения нарастания экономических проблем под воздействием негативных факторов.

Возможный новый подход вновь избранного состава правительства может произойти только в рамках существующей «белорусской модели» социально-экономического развития, но при этом определенные возможности будут эффективно реализованы прежде всего в рамках повышения статуса правительства и его прав в сфере экономического регулирования, которые могут быть расширены в режиме перераспределения полномочий между ветвями власти. Такое перераспределение осуществимо как в текущем режиме, так и в рамках конституционных изменений.

Оценка сложившейся ситуации в области экономики и перспектив ее развития основывается на предположении, что развитие политической ситуации как минимум не приобретет радикальных форм, а возможное воздействие внешних сил будет как минимум нейтральным. Это означает отсутствие экономических санкций со стороны стран ЕС, США и других стран, которые уже заняли определенную политическую позицию по отношению к белорусскому кризису. Еще более важно при сохранении статус-кво сохранение экономической поддержки экономики Беларуси со стороны России. В случае расширения этой поддержки она может даже оказать положительное, стабилизирующее воздействие. На это, возможно, и направлены шаги руководства России и Беларуси, которые они предпринимают в последнее время.

Василий ШЛЫНДИКОВ, бывший президент концерна «Амкодор», депутат Верховного Совета Беларуси XIII созыва:

— Состояние белорусской экономики критическое. Долги предприятий сейчас превышают годовой ВВП страны. Все в долгах — кризис в госсекторе очень сильно влияет и на частный сектор. И я не вижу никаких шагов со стороны власти, чтобы улучшить положение. От премьер-­министра Романа Головченко звучат пустые слова, пустые разговоры, пустые предложения. Экономика катится по наклонной. Как долго будет катиться? Все будет зависеть от многих факторов, в том числе от политической стабильности.

А государство ничего не делает для политического урегулирования. Поэтому ни о какой политической и экономической стабилизации речь не идет. Для этого нет предпосылок. Рабочие настолько держатся за работу, настолько боятся ее потерять, что не могут выйти на марши протеста даже по воскресеньям. Но они ее все равно в ближайшем будущем потеряют, причем надолго.

Казалось бы, на низовом уровне районные, областные администрации могут способствовать развитию экономики. Но сверху им понаписано столько инструкций и указов, что в результате получается итальянская забастовка — все государственные учреждения работают, а результата нет. Если предприятия еще как-то функционируют, хотя и производят только долги, то исполкомы забиты ненужными документами. Белорусы вообще добросовестные. Одни добросовестно дубасят дубинками, другие добросовестно выполняют циркуляры, которые понаписали третьи. В результате мы имеем то, что имеем.

В руководстве страны нет людей, способных стратегически мыслить. Только кадры Национального банка могут проводить грамотную экономическую политику, остальные вообще не понимают, что происходит в экономике. Поэтому и делать они ничего не будут. Чтобы что-то изменить в экономике и политике, в первую очередь нужна смена власти.

Вадим ИОСУБ, старший аналитик «Альпари Евразия»:

— Ситуация в экономике сложная, но пока на экономике сказываются проблемы, обозначенные в первой половине года: отсутствие нефти и коронакризис. Политические протесты, которые начались в начале августа, пока на экономику кардинально не повлияли, если не брать во внимание августовское падение курса белорусского рубля, да и то в сентябре и октябре рубль это падение немного отыграл.

Но это не означает, что нас не ждут новые проблемы. Они придут со временем и связаны будут с тем, что закончится сотрудничество с международными финансовыми организациями, не будет ни дешевых, ни дорогих кредитов, размещать еврооблигации на рынках будет запредельно дорого. По сути, единственным кредитором остается РФ.

Россия продекларировала заем в полтора миллиарда долларов, из которых полмиллиарда уже предоставила через ЕФСР. Эти деньги тут же ушли на погашение долга Газпрому. Должны получить миллиард, половину — до конца этого года, половину — в следующем, и эти деньги также уйдут на погашение долгов перед российскими банками и Минфином. Это не закрывает все потребности в деньгах в следующем году, нужно погашать долгов примерно на 3,5 млрд долларов, и где их взять, кроме тех, что уже пообещала Россия, непонятно.

При такой ситуации, если политически в стране ничего не изменится, на горизонте двух лет нам нужно будет потратить на погашение долгов все золотовалютные резервы, и, таким образом, перед нами маячит перспектива дефолта.

Если вдруг будут приняты экономические санкции, аналогичные тем, которые были приняты после 2010 года, это не нанесет большого ущерба белорусской экономике. К 2015 году об этих санкциях, кроме узких специалистов, никто и не помнил. Такие меры, если их примут, например, к владельцу «Табакерок», никак не повлияют на ситуацию в экономике, только лишь на деятельность одного бизнесмена. И пока, насколько я понимаю, ни одна страна, ни одна международная институция речь об экономических санкциях не ведет.

Подписка на Все
24 ноября 2020
Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в октябре 2020 г. составила 1285 рублей.
24 ноября 2020
В Беларуси по состоянию на 24 ноября зарегистрировано 126 тыс. 953 человека с положительным тестом на COVID-19.
24 ноября 2020
В КГБ сообщили, что экс-главе "Белгазпромбанка" Виктору Бабарико предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 430 и ч. 2 ст. 235 УК Республики Беларусь.
24 ноября 2020
Руководитель временной администрации «Белгазпромбанка» Надежда Ермакова заявила, что собственники банка сделали предложения по кандидатурам в состав правления.
24 ноября 2020
Европейский парламент 26 ноября проведет дебаты по ситуации в Беларуси. По итогам дискуссии планируется принятие резолюции.
24 ноября 2020
Александр Лукашенко заявил, что Белгазпромбанк продолжит функционировать, ликвидация банка не планируется.

Страницы