Май 23, 2018
судья экономического суда Гродненской области Сергей БЕЛЯВСКИЙ

Грузоотправителям стоит заполнять декларацию о стоимости груза при его международной перевозке, иначе в случае порчи товара собственнику будет трудно в полном объеме взыскать убытки с перевозчика.

Заполняя CMR-накладную и подписывая заявку на перевозку, стороны иногда забывают о декларации стоимости груза и, как показывает судебная практика, тем самым повышают риск возникновения убытков при несохранной перевозке. Несведущие заказчики не придают значения данному разделу, мол, зачем, если стоимость груза и так указывается в документах, прилагаемых к накладной? Перевозчики же не разъясняют заказчикам цель указания данной стоимости, поскольку преследуют личный интерес — уход от ответственности в случае утраты груза.

Согласно ст. 23 Конвенции ООН «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ), перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной утратой груза. При этом размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время его принятия для перевозки. Стоимость груза определяется на основании биржевой котировки или при отсутствии таковой на основании текущей рыночной цены. Если же ни первое, ни второе определить нельзя, то на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества.

Казалось бы, все просто и понятно. Однако пп. 3 и 5 ст. 23 КДПГ содержат важную оговорку, согласно которой размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы за килограмм недостающего веса брутто. Более значительное по размеру возмещение может быть истребовано только в том случае, если в соответствии со ст. 24 и 26 КДПГ была оформлена декларация о стоимости груза или декларация о дополнительной ценности груза.

Расчетной единицей, указанной в Конвенции, является единица специальных прав заимствования (СДР), соответствующая определению Международного валютного фонда. Сумма, выраженная в специальных правах заимствования, переводится в национальную валюту государства, суд которого рассматривает дело. При этом за основу берется стоимость валюты в день вынесения решения или в день, устанавливаемый сторонами по договоренности.

Например, на 17 мая 2018 года Нацбанком установлен курс 2,8609 руб. за 1 СДР. Таким образом, без объявленной стоимости в CMR-накладной возмещение за утраченный (поврежденный) в пути товар составит 23,83 руб. за килограмм груза. Компенсирует ли данная сумма стоимость дорогостоящего маловесного груза, например оргтехники, мебели? Безусловно, нет.

Резонно утверждать, что принятие к перевозке груза с объявленной стоимостью возлагает на перевозчика большую ответственность, а следовательно, и большие риски. Указанное обстоятельство дает основания требовать и большей платы за перевозку.

Впрочем, как показывает судебная практика, стремление найти наиболее низкое по цене предложение перевозки, в том числе без оформления декларации о стоимости груза, зачастую дорого обходится заказчику. Как говорят, скупой платит дважды. Не спасет даже наличие договора страхования ответственности перевозчика.

Подписка на международные перевозки + CMR + судебная практика
11 июля 2018
При реорганизации компаний часто возникают сложности с подтверждением права собственности на недвижимое имущество. Выходом из ситуации может быть получение судебного постановления, подтверждающего факт принадлежности объекта.
14 марта 2018
Если заказчик не подписывает акт выполненных работ, это не значит, что он не должен их оплачивать. Исполнитель может попробовать доказать свою правоту в суде.
07 марта 2018
В правовом поле Беларуси появилось понятие «адвокат свидетеля», на которого возложено право оказывать помощь в ходе процессуальных действий.
11 октября 2017
Однако в полной мере это правило распространяется только на оценку работ до их принятия заказчиком.