Январь 31, 2018
Олег ШЕПЕЛЮК

Представители автотранспортного бизнеса по­-разному оценивают уровень конкуренции на международных маршрутах, но в один голос заявляют о нехватке дозволов и проблеме долгов.

Тихий январь

Возобновившийся рост российской экономики позволил белорусским автоперевозчикам вздохнуть полной грудью: объемы и рентабельность перево­зок пришли в норму. Опрошенные «БР» директора январское затишье и некоторое снижение тарифов отнесли не более чем к сезонным факторам.

Чтобы обеспечить загрузку подвижного состава, некоторые сосредоточились на дальних маршрутах, например, начали активно обслуживать грузопотоки Кыргызстана. Кто-то предпочел использовать затишье для проведения переговоров и заключения долгосрочных контрактов, а кто-то сосредоточился на обновлении автопарка, благо увеличившаяся по итогам 2017 года выручка позволила компаниям активнее приобретать технику в лизинг.

На рынке тесно

Директор ЧТУП «ДАКА трансбел» Тамара Кравченко рассказала о том, что конкуренция стабильно растет, а ставки — практически нет. Лишь к концу года, как обычно, цены пошли вверх, однако в январе вновь упали. «На динамику ставок влияют демпингующие перевозчики. Причины — возрастающая конкуренция и давление экспедиторов. Если раньше многие не занимались, например, сборными грузами, то сейчас не чураются их», — пояснила собеседница.

«По сравнению с 2016 годом рентабельность практически не изменилась, порой даже падает из-за политики логистических компаний, старающихся сбить цены. Едва получившие профильное образование молодые люди стараются доказать свою нужность и снижают ставки ниже «нулевого» для нас уровня», — посетовал директор ЧУП «СТОСС-Сервис» Сергей Штода.

Примечательно, что не все опрошенные едины в оценках относительно обострения конкуренции. Так, один из руководителей, пожелавший остаться неизвестным, заявил о значительном ослаблении соперничества на маршрутах. По его словам, начиная с 2014 года с рынка ушло много непрофессионалов, рванувших за легкими деньгами. Те, кто остался, не испытывают значительного давления со стороны конкурентов.

Вероятно, разница в оценках связана с тем, что в транспортном бизнесе есть большое количество рыночных ниш — в зависимости от маршрутов, видов грузов и подвижного состава. Если в одних сегментах борьба за заказы обострилась, то в других вполне могла ослабнуть.

Дозволов не хватает

Зато все опрошенные обратили внимание на растущий дефицит дозволов. Директора полагают, что Минтрансу следует более активно работать над решением этой проблемы. Если двусторонних разрешений хватает, то, например, по маршруту Варшава — Москва — недостаточно.

Частные транспортные компании не первый год обращают внимание на эту ситуацию, вот только исправить ее пока не удалось. У некоторых топ-менеджеров даже возникло ощущение, что чиновники саботируют проблему.

Прочие огорчения. Тех, кто активно ездит по РФ, огорчает рост цен на топливо на заправках. Российские цены уже практически сравнялись с белорусскими. Впрочем, если концерн «Белнефтехим», заговоривший о необходимости поднять цены на внутреннем рынке, осуществит задуманное, ценовая вилка вновь увеличится. Правда, от этого международным перевозчикам легче не станет, ведь их издержки гарантированно возрастут.

По признанию руководителей, по-прежнему остра проблема долгов. «К сожалению, задержки платежей наблюдаются часто», — отметила директор транспортно-экспедиционной компании «Адлергрупп» Ольга Бадер.

«Иногда приходится сталкиваться с тем, что проверенные годами фирмы становятся на картотеку. Вполне возможно, проблема вымывания оборотных средств проявится сильнее», — полагает Сергей Штода.

По словам Тамары Кравченко, с задержками и неплатежами приходится мириться. Есть фирмы, которые не платят по полгода и более, некоторые банкротятся. В таких условиях вернуть деньги бывает непросто: контрагенты находят уловки, чтобы задержать платежи.n

Подписка на транспорт + треххсторонние разрешения + дозволы
05 февраля 2018
Об этом сообщил сегодня директор ГУ «Столичный транспорт и связь» Валерий Шкуратов.
16 января 2018
Концепция развития логистической системы Республики Беларусь в период до 2030 года предполагает удвоение доходов от логистических и транспортно­-экспедиционных услуг, а также от транзита. Особые надежды — на китайские контейнерные грузы.
14 декабря 2017
Грузопотоки могут быть переориентированы при наличии экономической выгоды
12 декабря 2017
Последние автобусы и троллейбусы отправятся от метро в 4:45, а первые поезда метрополитена отправятся в 5:30

Страницы