Сентябрь 11, 2017
заслуженный юрист РБ Валерий ФАДЕЕВ

Директора и собственники белорусских компаний несут слишком высокую ответственность за возможную неудачу в бизнесе, что сдерживает привлечение венчурного капитала в страну.

 

Как показывает опыт других стран, венчурное финансирование — эффективный инструмент реализации инновационных проектов и привлечения инвестиций в перспективные отрасли экономики.

Беларусь создала некоторые предпосылки, прежде всего законодательные, для развития указанного института. Улучшение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития названо главной целью этой пятилетки.

Соответствующий посыл заложен в Программу социально-экономического развития Беларуси на 2016—2020 годы. Программа предполагает разработку ряда законодательных актов, устанавливающих новые источники финансирования, включая создание института коллективных инвестиций и развитие венчурного финансирования. В законе «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» дано определение венчурной организации, венчурных проектов, определены основные принципы инновационной политики, структура национальной инновационной системы. Указание на венчурное финансирование присутствует и в ряде других документов.

Субъекты хозяйствования начали активно использовать элементы венчурного финансирования. Так, по данным некоторых исследований, 77 % стартапов на стадии прототипа продуктов и выхода на рынок привлекли финансирование от белорусских и иностранных инвесторов. В ближайшие годы более 40 % национальных инвесторов планируют вложить в технологические стартапы до 500 тыс. долларов. Предполагается, что при сохранении текущего уровня сделок объем инвестиций в технологические стартапы Беларуси может превысить 100 млн долларов в год.

Несмотря на некоторый позитив, венчурное финансирование все еще не получило должного развития в Беларуси, особенно если сравнивать с другими странами. Причина — несовершенное правовое регулирование. Законодательно закрепленная возможность открывать венчурные организации, а также предоставление венчурным инвесторам льгот по налогам и продаже валютной выручки не решили ряд проблем. Например, Белорусский инновационный фонд, являющийся государственным венчурным фондом, финансирует высокотехнологичные и инновационные проекты только на возвратной основе. Эксперты все еще констатируют тяжелое налоговое бремя вновь созданных предприятий, ограниченные возможности инвестировать в рисковые проекты, неразвитую инфраструктуру и проблемы с защитой права собственности, в том числе интеллектуальной.

Государство регулирует размеры вознаграждения, выплачиваемого авторам инновационных проектов. Инвесторы рискуют быть привлеченными по сути к неограниченной субсидиарной ответственности в случае банкротства субъектов, в деятельность которых они вложили средства. В законодательстве отсутствует механизм конвертируемых займов в акции (доли). Чтобы привлечь инвестиции, инновационно активным субъектам хозяйствования приходится использовать элементы иностранного права, что может быть чревато нежелательными последствиями.

Перечисленные проблемы необходимо решить оперативно. Мы должны понимать, что инновации сами не приходят — их нужно поощрять. Венчурные инвестиции — рисковая деятельность, которая не всегда заканчивается успехом и требует формирования особого правового поля. К сожалению, руководители предприятий, особенно государственных, до сих пор практически не имеют права на деловой риск и за различные просчеты могут быть привлечены к ответственности, вплоть до уголовной.

Если мы действительно хотим добиться экономического роста благодаря развитию новых секторов экономики, то следует незамедлительно внести изменения и дополнения в Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, закон о хозяйственных обществах и некоторые другие нормативные правовые акты. Совершенствование законодательства должно затронуть не только венчурные инвестиции, но и сформировать благоприятную деловую среду, позволяющую эффективно работать и раскрепощающую деловую инициативу.

Материал опубликован в номере 33 газеты "Белорусы и рынок" от 9 сентября 2017 года. Оформить подписку

Подписка на венчурные инвестиции + законодательство
09 октября 2017
Но размер налогов будет проиндексирован с учетом инфляции. Вырастут и ставки подакцизных товаров.
03 октября 2017
Проект закона «О производстве и обращении органической продукции» в ближайшее время должен поступить в парламент. Фермеры надеются, что с его принятием в стране заработает механизм господдержки профильных производств.
02 октября 2017
В то же время право на оказание услуг по родовспоможению могут получить частные медцентры.
11 сентября 2017
Оградить предприятия от произвола некоторых чиновников призван проект нового закона «О правах коммерческих организаций».
07 августа 2017
Пока белорусские стартапы развиваются за пределами страны. Без корректировки законодательства ситуацию не изменить. Начинать формирование собственной венчурной системы следует с изучения чужого опыта, считает директор венчурного фонда Practica Capital (Литва) Арвидас Бложе.
23 июня 2017
Они установлены указом президента №221 от 23 июня 2017 года.

Страницы