Июнь 25, 2012
Полина ЛЕГИНА

Чтобы спасти Минск от пробок, а пешеходов от риска попасть под колеса прямо на тротуаре, нужно всего лишь сделать право стоянки в городе платным. Эту нехитрую идею оформили в проект общественники из Центра экологических решений, фонда "Экологический транспорт" и ОО "Минское велосипедное общество". Свое предложение городу они презентовали на пресс-конференции 19 июня.

С дефицитом справится только рынок.

По данным Центра экологических решений, в Минске около 700 тыс. автомобилей, в прошлом году столица побила прогноз автомобилизации на 2015 год. Сколько проблем они доставляют пешеходам, велосипедистам и самим автомобилистам, видит каждый. Машины на троллейбусных остановках, машины на тротуарах, машины на газонах стали частью городского пейзажа. Неправильная парковка, как правило, обходится нарушителю безнаказанно, и в то же время дефицитные парковочные места на землях общего пользования остаются совершенно бесплатными. В этом корень зла, уверены авторы проекта.

Когда ценный товар предоставляется дешево, то возникает дефицит, - объясняет простой рыночный закон директор фонда "Экологический транспорт" Джон Росмэн. Как следствие, растет цена. Когда инвесторы видят перспективу прибыли, они вкладывают деньги в развитие производства, в нашем случае это строительство многоэтажных паркингов. Тогда предложение товара увеличивается и соответственно снижается цена.

"Но в Минске этот механизм не может работать в принципе, - говорит г-н Росмэн, - потому что государство предоставляет парковки бесплатно. В таких условиях невозможно привлечь инвесторов, потому что их инвестиции будут конкурировать с бесплатным товаром".

Чтобы заинтересовать инвесторов в строительстве современных паркингов, общественники предлагают подойти к решению проблемы с рыночных позиций.

Велосипед "изобрели" парковщики.

В этом предложении три пункта. Первый - ввести зональную плату за парковку на общественной земле, основанную на балансе спроса и предложения. Второй - создать специальную структуру парковочных служб, которая будет контролировать оплату и выписывать штрафы за неправильную парковку. Наконец, третий - переложить ответственность за нелегальную парковку с водителя на владельца автомобиля. Смысл последнего пункта в том, чтобы контролерам не ждать возвращения водителя-нарушителя, а лишь фиксировать нарушение и оставлять штрафной талон на лобовом стекле.

Эффективность этого метода засвидетельствовала гостья из Копенгагена - глава парковочной службы Муниципального комитета технологий и окружающей среды Сюзанна Кирхлер. Велосипедной столицей мира Копенгаген стал во многом благодаря дороговизне парковочных мест (стоянка авто в центральной, "красной" зоне стоит 4 EUR/час) и слаженной работе контролеров. Штраф за незаконную парковку составляет порядка 70 EUR, при этом количество штрафов по всему городу за сутки может достигать тысячи.

Переведя сумму оплаченных стоянок и штрафов за 2011 год в белорусские рубли, г-жа Кирхлер получила умопомрачительную цифру - 505 млрд. BYR. За вычетом издержек, правда, вышло 160 млрд., зато большая часть этих денег ушла непосредственно в бюджет Копенгагена.

"Бесплатные парковки для автомобилей - это неправильно, они стимулируют людей использовать автомобили", - резюмировала свою презентацию г-жа Кирхлер.

О том, как стимулировать использование велосипедов, рассказал председатель ОО "Минское велосипедное общество" Евгений Хоружий. Тогда как в Копенгагене доля перемещения на велосипедах равна 36%, в Минске этот показатель находится в пределах статистической погрешности - составляет несколько сотых процента. Понятно, что датский климат не сравнить с белорусским. И все же пространство для роста есть.

До Дании нам не дорасти, и все же...

Чтобы горожане захотели массово пересаживаться на велосипеды, к "велобану" вдоль Свислочи нужно добавить функциональные велодорожки, пригодные не только для прогулок, но и для поездки в нужное место, считает Е. Хоружий. Эта задача заложена в Концепции по развитию системы велосипедного движения в Минске до 2015 года и сводится к идее адаптации тротуаров. Таким образом столица может получить до 500 км велосипедных дорожек. И тогда многие из 300 тыс. велосипедов, которые предположительно хранятся в квартирах, гаражах и на дачах минчан, заживут полной жизнью.

Дополнительно к этому придется решать и другие проблемы велосипедистов: высокие бордюры, отсутствие мест для хранения велосипедов и дефицит велопарковок. Особое внимание нужно уделить вузам: возле большинства из них можно увидеть объявления "Велосипеды у крыльца не ставить". А где тогда?

"На территорию большинства вузов нельзя с велосипедами, парковок нигде нет, - говорит Е. Хоружий. - Только БГУИР эту проблему решил. Почему такое неприятие со стороны администрации вузов, не знаю. Видимо, через Минобразования будем разрабатывать кампанию "Веловузы".

Тем не менее председатель велосипедного общества настроен оптимистично.

Коснутся ли изменения автомобилистов, во многом будет зависеть от желания властей. Авторы проекта уже провели круглый стол на тему платной парковки и отметили, что представители ГАИ позитивно реагируют на эту идею. Свои предложения общественники направят в Мингорисполком, Минтранс и другие компетентные органы. Но прежде всего они надеются на поддержку населения.

"Для нас важен аспект общественного восприятия, - подчеркнул программный директор Центра экологических решений Евгений Лобанов. - Введение платы за парковку на общественной земле люди воспримут положительно, только если поймут, что деньги идут на улучшение общей среды: развитие транспортной инфраструктуры и пр. Для нас важно донести, что задача нововведений - не ущемить права автомобилистов, а сделать условия жизни для всех граждан лучше".

Подписка на Все
22 сентября 2017
За последние пять лет среднестатистические доходы белорусов выросли более чем в пять раз, однако около 70 % жителей страны могут потратить только до 500 руб. в месяц и при этом считают свой уровень благосостояния средним.
22 сентября 2017
Курс доллара на БВФБ снизился
22 сентября 2017
Он обсудил указ «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» с председателем КГК Леонидом Анфимовым
22 сентября 2017
Илья Жуковец, начальник управления коммерции и маркетинга “Куфара” проанализировал зарубежные тренды в сегменте маркетплейса и, основываясь на международном опыте, решил выделить возможные направления развития для белорусских онлайн-проектов.
22 сентября 2017
В этом году площади, занятые им, скоратились на 17%.
22 сентября 2017
Министр иностранных дел выступил в США

Страницы