Июль 13, 2017
юрист Илона ФЕДОРУК

Административные процедуры будут переводиться в электронный формат и обрабатываться в режиме «одного окна». 15 июля вступает в силу Закон от 9.01.2017 № 17-З (далее — Закон № 17-З), который вносит изменения в Закон от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон № 433-З).

Новый портал

Закон № 17-З закрепляет возможность совершать ряд административных процедур в электронной форме через единый портал электронных услуг. Предполагается, что электронный формат административных процедур позволит повысить их эффективность и оперативность, устранит излишние административные барь­еры при обращении граждан и юрлиц в государственные и иные уполномоченные органы.

Через портал можно будет подавать и отзывать жалобы, заявления на проведение административных процедур, получать административные решения и уведомления.

Законом № 17-З регламентирован порядок работы с заявлениями заинтересованных лиц, их жалобами, а также решениями уполномоченных органов в электронной форме. Перечень и сроки административных процедур, осуществляемых в электронной форме через портал, будут дополнительно установлены Совмином.

До уточнения правил электронного оборота информации административные процедуры могут осуществляться через различные информационные системы. Таким образом, в переходный период будут работать нескольких информационных ресурсов.

Предполагается, что после того как будет реализована возможность осуществлять административные процедуры посредством портала, получить доступ к нему можно будет в различных режимах, в том числе без идентификации пользователя, с использованием индивидуального идентификатора, а также с использованием ключа электронной цифровой подписи.

Способ доступа к порталу для подачи заявления в электронной форме определит Совмин. Порядок будет зависеть от сложности и значимости административной процедуры, поскольку чем сложнее процедура, тем более высокий уровень идентификации потребуется.

Информация о порядке подачи заявлений об осуществлении административных процедур в электронной форме будет размещаться на информационных стендах и табло уполномоченных органов и организаций, а также другими способами в доступном для обозрения месте, в том числе на сайтах этих организаций.

Статьей 15 Закона № 17-З установлен порядок подачи документов к заявлению и внесения платы за административные процедуры в электронной форме. В частности, плата может вноситься посредством ЕРИП. При этом в заявлении необходимо будет указать учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП или отметку о платеже, если указание учетного номера операции не требуется.

При подаче заявления в электронной форме заинтересованное лицо сможет участвовать в административной процедуре через своих представителей только в случаях, предусмотренных законодательными актами. Это позволит исключить возможность старта процедур не уполномоченными на то лицами.

Третье лицо в процедурах

Закон № 17-З расширяет число участников административной процедуры за счет включения третьих лиц, под которыми понимаются граждане или юрлица, чье  участие в данных процедурах предусмотрено актами законодательства и чьи права и/или обязанности затрагиваются. Третьими лицами могут быть, например, те,  кто дает согласие на административную процедуру.

Статья 11 Закона № 433-З закрепляет права и обязанности третьих лиц, в частности они наделяются правами на обжалование административного решения и отзыв административной жалобы.

Таким образом, Закон № 17-З легализует правовое положение третьих лиц, предоставляя им правовые средства для защиты прав и законных интересов.

Дополнительные источники информации. Закон № 17-З устанавливает новые способы информирования заинтересованных лиц об административных процедурах. Теперь сведения об административных процедурах будут размещаться на страницах официальных сайтов вышестоящих госорганов (организаций) и иных уполномоченных организаций.

Нововведение предоставит заинтересованным лицам расширенный и оперативный доступ к информации об административных процедурах.

Обратиться в «одно окно»

Оптимизировать прием заявлений и повысить эффективность работы уполномоченных органов призвана служба «одно окно». Согласно Закону № 17-З такие службы будут создаваться в местных исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня и в администрациях районов городов. Их цель — обеспечить прием заявлений от заинтересованных лиц в одном месте.

Порядок работы таких служб будет установлен законодательством дополнительно.

Сроки унифицированы

Исчисление сроков административных процедур унифицировано с порядком, установленным другими законодательными актами. Так, течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после совершения действия или наступления события. Исключение составляют сроки административных процедур, подлежащие осуществлению в день обращения заинтересованного лица; осуществляемые в день обращения заинтересованного лица по инициативе уполномоченного органа; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Сложные и многоступенчатые процедуры. Законом № 17-З введен новый термин — «сложная и многоступенчатая административная процедура», она состоит из нескольких самостоятельных этапов, в которых участвует заинтересованное лицо. Такими этапами могут быть, например,  заключение договора, получение заключений и согласований, приемка объектов в эксплуатацию и др.

Перечень сложных и многоступенчатых административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан, кроме индивидуальных предпринимателей (далее — Перечень), утвержден постановлением Совмина от 13.06.2017 № 445. В Перечень включены 32 административные процедуры, в том числе принятие решений о переводе жилого помещения в нежилое, о сносе непригодного для проживания жилого помещения, о предоставлении одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, о согласовании (разрешении) самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения и др.

Инструкции по совершению определенных административных процедур будут разработаны и утверждены республиканскими органами госуправления. При этом должен быть обеспечен четкий, прозрачный и максимально необременительный для граждан механизм, исключающий необоснованные требования.

Утверждение Перечня, а также соответствующих инструкций по каждой из многоступенчатых процедур позволит гражданам понять механизм их осуществления и определит порядок взаимодействия различных госорганов.

Уведомление о решении

С пяти до семи дней увеличен срок для выдачи и направления заинтересованному лицу административного решения, принятого в письменной форме. Решения в электронной форме либо извещения о таких решениях будут направляться заинтересованному лицу через портал не позднее семи рабочих дней со дня их принятия.

Отметим, что заинтересованное лицо не уведомляется о принятии решения об отказе в проведении административной процедуры.

Права и обязанности лиц

Закон № 17-З предоставляет заинтересованным лицам право знакомиться с документами и/или сведениями, полученными уполномоченными органами от других госорганов и организаций и необходимыми для осуществления административных процедур. Данные лица также вправе делать выписки из сведений, если иное не предусмотрено законодательством о госсекретах, коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

Закреплена возможность подачи административной жалобы в электронной форме через портал. При этом будут применяться такие же средства идентификации, как и при подаче заявления об осуществлении административной процедуры в электронной форме.

Заинтересованные и третьи лица, подавшие административную жалобу, смогут отозвать ее, то есть с учетом изменившихся обстоятельств не доводить процедуру обжалования до конца. Предполагается, что нововведение уменьшит административную нагрузку на органы, рассматривающие административные жалобы.

Предусмотрена возможность отзыва как письменной, так и электронной жалобы. При этом заявления об отзыве административной жалобы необходимо подавать в той же форме, что и саму жалобу.

Получив отзыв, уполномоченный орган прекращает рассмотрение жалобы и возвращает лицу поданные вместе с жалобой документы и сведения. Исключение составляют случаи подачи административной жалобы в электронной форме.

Отметим, что в заявлении об осуществлении административной процедуры теперь не обязательно заверять печатью подписи руководителя юрлица или лица, уполномоченного подписывать жалобу. Печать юрлица нужно будет проставлять, если это предусмотрено специальными актами законодательства.

Подписка на электронное правительство + административные процедуры
15 августа 2017
В тестовую эксплуатацию запущен сервис Электронное судопроизводство
18 июля 2017
Совет министров утвердил перечень административных процедур, которые будут осуществляться в электронном виде.
29 мая 2017
Белорусская дорожная милиция также собирается внедрять электронный документооборот и переводить административные процедуры в интернет.
28 марта 2017
Сократить количество административных процедур, проверок и технических нормативов планируется в строительстве.
15 марта 2017
Соответствующий проект указа уже подготовлен Минэкономики.