Август 27, 2019

Что станет с М1 до 2021 года?

Олег ШЕПЕЛЮК

Главная автомагистраль страны стала главной головной болью для грузоперевозчиков.

Сегодня доля транспортной отрасли в ВВП составляет примерно 6 %. Она обеспечивает свыше 6 % поступлений в бюджет. На транспортные услуги приходится 44 % от общего экспорта услуг и более 60 % положительного сальдо внешней торговли услугами. Показатели могли бы быть еще лучше, если бы Минтранс уделял больше внимания содержанию главной автомобильной артерии страны — магистрали, обозначаемой на картах как Е30 или М1.

Вместо бетона труха. Построенная к Олимпиаде-80 дорога не раз переживала масштабные капремонты, обновлялась и улучшалась. Однако в последние два года ее состояние резко ухудшилось: бесконечная «гребенка», ямы, выбоины, колея и густо посеянные заплатки зачастую не позволяют спокойно доехать из пункта А в пункт Б.

Наиболее часто претензии по поводу неудовлетворительного качества панъевропейской магистрали, по которой из России в Европу и обратно ежегодно ездят сотни тысяч автомобилей, высказывают представители грузоперевозчиков. В итоге автотранспортные фирмы выбирают маршруты через другие страны и белорусская казна теряет немалые деньги. Ведь проезд только одной машины от Козловичей до бывшего МАПП «Редьки» приносит доход в размере около 85 долларов.

Основа дороги, построенной сорок лет назад, — бетон. В ходе масштабной реконструкции, проводившейся в начале века на средства Европейского банка реконструкции и развития, его тоже меняли. Правда, за одиннадцать лет, прошедших с последнего капремонта, на многих участках трассы бетон превратился в труху. Об этом в интервью БЕЛТА сказал министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Тем не менее начать ремонт магистрали планируют только в 2021 году.

 

«В 2008 году был сделан текущий ремонт дороги, но с тех пор прошло уже одиннадцать лет. Сейчас нужно более серьезно подойти к этому вопросу. <…> Думаю, уже в следующей пятилетке мы займемся этой работой. Будем делать этапами, поскольку протяженность дороги составляет 610 км. Начнем с худших участков», — заявил министр.

Чьи дорожники хуже? Какой же участок М1 худший? С таким вопросом мы обратились к Эдуарду Шумскому, директору ООО «МастерЛогистик», ставшего победителем республиканского конкурса «Лучший международный перевозчик в категории от 11 до 50 автомобилей». По словам эксперта, зимой на участке от Борисова до Крупок образуются такие ямы, которые объезжают даже грузовики.

«На сегодняшний день именно этот участок является самым проблемным. Сама по себе дорога М1, являющаяся главной трассой страны, не соответствует ожиданиям пользователей — компаний-грузоперевозчиков. С 2008-го состояние дороги постоянно ухудшается, а в последние два года этот процесс резко ускорился. Сегодня соотношение «цена — качество» — ни-ка-кое!» — подчеркнул руководитель.

Дорожный фонд, из которого берутся деньги на ремонт дорог, наполняется разными способами. В 2019 году запланировано освоить 560,539 млн руб. Этих денег не хватит, чтобы выполнить необходимые работы, утверждают дорожники. По их словам, плохая погода — главный враг белорусских дорог. Именно она является причиной того, что качество автомагистралей падает. Старый козырь дорожников «Вы посмотрите на дороги в России и даже в Польше» больше не работает…

«Наши и польские дороги несопоставимы. Возьмем, например, автобан А2, идущий от Варшавы и до немецко-польской границы. Там ремонты выполняют крайне редко. Возможно, погодные условия зимой все же отличаются, и тем не менее А2 невозможно сравнить с М1. Водители говорят, что польская магистраль покрыта не ямами, как после бомбежки, а «шершавая» — ровная, красивая, без выбоин и заплаток. Судя по отзывам своих водителей и коллег, это самый лучший автобан даже по сравнению с немецкими», — заявил Эдуард Шумский.

По его словам, даже в России научились делать дороги. Например, участок магистрали М1 от границы с Беларусью и до Москвы — отличного качества. «Почему на белорусской части М1 ямы появляются постоянно, а россияне эту же трассу до Москвы смогли сделать качественно? Я не помню, когда они выполняли на ней ремонты. Там даже визуально качество асфальта отличается от того, который лежит на белорусском участке этого панъевропейского транспортного коридора. Асфальт залит как монолит. Все водители отмечают: россияне научились делать дороги», — продолжает директор.

До автобана недотянуть. Несмотря на то что сегодня состояние М1 далеко не только от идеального, но и от минимально необходимого для автомагистрали такого уровня, ее ремонт, согласно планам Минтранса, начнется только через два года. Не поздновато?

«Я и мои коллеги считаем, что такой ремонт, особенно на участке от Борисова до Орши, нужно было выполнить еще в прошлом году! Мы понимаем, что денег нет, что нужно было провести Европейские игры, но тем не менее… 2021 год, на который запланировано начало работ, а не их завершение, — это очень поздно», — считает собеседник.

Трасса М1 является платной автомагистралью не первый год. На сегодняшний день стоимость проезда большегрузного автомобиля по ней составляет примерно 14 евроцентов за километр. По этому показателю трасса почти сопоставима даже с немецкими автобанами (за проезд по ним белорусские грузоперевозчики платят около 19 евроцентов). Чем отличаются немецкие платные дороги от отечественных?

«Во-первых, скоростным режимом. Если в Германии скоростной режим не ограничен в принципе, то на дорогах аналогичной категории, например, в Польше максимальный порог составляет 140 км/ч. Это показатель, о котором мы можем только мечтать. Во-вторых, на автобанах, как правило, три полосы движения, у нас — две. М1 — дорога первой категории, не автобан, поэтому проезд дешевле. В-третьих, в Германии установлены ограждения по обеим сторонам дорог, как следствие, никакие животные, случайные велосипедисты попасть на трассу не могут. В-четвертых, автобаны пролегают вне населенных пунк­тов. В-пятых, инфраструктурой: по количеству автозаправочных станций, мест отдыха водителей и других объектов М1 явно недотягивает даже до польских дорог аналогичного уровня. Да, есть заправочные станции «Белоруснефти», «Лукойла» и других операторов, однако таких объектов все равно не хватает», — подчеркнул Эдуард Шумский.

Не развязки, а заправки и кафе. По словам министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко, в проекте капитального обновления магистрали М1, которое должно стартовать в 2021 году, пока даже не определено, каким будет «вариант дорожной одежды». Мы поинтересовались у Эдуарда Шумского, что, помимо дорожного полотна, нужно улучшить на главной дороге страны.

«Необходимо улучшить инфраструктуру. Это касается прежде всего мест отдыха. Возможно, следует построить придорожные кафе, рестораны. В Европе придорожный сервис развит повсеместно. Кроме того, надо увеличить количество заправок. Есть и проблемные зоны, о них наверняка знают в Минтрансе. Мне кажется, в государственно-частном партнерстве необходимо увеличить долю частного сектора. Ведь «Лукойл», «Белоруснефть», «Газпромнефть» — лишь формально негосударственные компании, принимающие участие во всех тендерах. Пусть на трассу придут другие предприятия, в том числе субъекты малого и среднего бизнеса, которые хотят и могут построить объекты придорожного сервиса, в том числе кафе и рестораны. Уверен, надо наращивать их присутствие, тогда будет и результат», — посоветовал собеседник.

Схема сервиса. Министерство транспорта и коммуникаций разрабатывает Генеральную схему развития придорожного сервиса до 2025 года (сегодня действует схема до 2020 года). В новом документе, по словам начальника управления развития автомобильных дорог Главного управления автомобильных дорог Минтранса Сергея Леончика, предусмотрены три уровня объектов: первый уровень — площадки для отдыха с благоустроенным санитарным сооружением, второй — те же площадки для отдыха, но с пунктом питания, третий — все вышеперечисленное и автозаправочная станция.

«Мы собрали все предложения инвесторов, облисполкомов. Думаю, к концу 2019 — началу 2020 года мы ее (Генеральную схему развития придорожного сервиса до 2025 года. — Прим. «БР») сделаем, разошлем областям на согласование, после чего будет утверждаться постановление Минтранса», — отметил представитель министерства. Может быть, в таком случае следует обсудить документ и с ассоциациями перевозчиков, например БАМАП?

Подписка на Все
22 января 2021
Россия выплатила первый транш компенсации Мозырскому НПЗ за грязную нефть.
22 января 2021
Для страны важно ввести в эксплуатацию комплекс замедленного коксования (КЗК) на "Нафтане", потому что через увеличение глубины переработки и выпуска нефтепродуктов мы компенсируем потери от российского налогового маневра.
22 января 2021
Грузия полностью отменит ограничения на международное регулярное авиасообщение с 1 февраля 2021 года.
22 января 2021
Цена биткоина на криптовалютных биржах 21 января упала ниже $30 тыс. впервые с 4 января.
22 января 2021
Теплоснабжение в Московском районе Минска планируют восстановить к четырем часам дня 22 января.
22 января 2021
На пощади Независимости в Минске горел человек. В СК одтвердили, что это был акт самосожжения.

Страницы