Апрель 02, 2018
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Пока в числе наиболее реальных послаблений лишь упрощение налогового администрирования. Перспективы реформы обсудили участники международной конференции «Фискальная политика в целях устойчивого экономического развития», организованной Бизнес союзом предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) совместно с профильными министерствами

Удавка не ослабевает

Как чиновники, так и представители бизнеса отметили высокую налоговую нагрузку в нашей стране. За последние десять лет она снизилась на 10 п. п., однако если в 2008—2011 годах тренд имел устойчивый характер, то после 2011-го платежи существенно не менялись и даже немного подросли.

Как отметил в своем выступлении министр экономики Владимир Зиновский, в последние годы налоговая система была перенасыщена вынужденными изъятиями, которые выражались в установлении высоких ставок налогов для отдельных отраслей, ограничении налоговых вычетов по НДС и других непопулярных мерах.

 «Все это в комплексе со сложностями администрирования привело к ухудшению условий для бизнеса», — констатировал министр.

По данным заместителя министра финансов Дмитрия Кийко, в 2017 году централизация финансовых ресурсов в бюджете составила 40,5 % к ВВП, в том числе налоговая нагрузка — 25 %, отчисления на социальное страхование — 10,4, неналоговые изъятия — 5,1 % к ВВП.

По совокупному фискальному бремени Беларусь приблизилась к среднему показателю по ЕС (43,3 %) и обогнала своих европейских соседей. В Польше бюджет изымает 38,7 % средств, Латвии — 37,4, Литве — 34,5 % к ВВП. При этом фискальная нагрузка в нашей стране значительно выше, чем у партнеров по ЕАЭС. В прошлом году в России данный показатель составил 33,8 %, в Казахстане — 23,8 % к ВВП.

Беларусь — лидер в ЕАЭС по ставкам НДС и взносам на социальное страхование. В совокупности эти два изъятия формируют основу налоговой нагрузки на белорусский бизнес.

Бремя социального государства

Нынешний уровень налогов чиновники объясняют значи­тельными социальными обязательствами государства и отсутствием природной ренты, которая есть у России и Казахстана. Заметим, Польша и страны Балтии также не могут похвастаться обилием природных ископаемых, тем не менее там налоги существенно ниже, чем у нас.

По словам Дмитрия Кийко, нет возможности существенно снизить изъятия. Более 60 % бюджета — это первоочередные расходы на выплату заработных плат и социальных выплат. На этих расходах экономить нельзя. Кроме того, при определении налоговой политики приходится учитывать высокий внешний долг, проблемы с наполнением Фонда социальной защиты населения, последствия налогового маневра России и нестабильность внешней конъюнктуры. Есть риск, что под воздействием данных факторов в ближайшие три-пять лет Беларусь может столкнуться с дефицитом бюджета в пределах 3,8 % к ВВП, или 4,3 млрд руб.

Голос предприятий. Налоговая нагрузка является для белорусских компаний второй по значимости проблемой после вялого спроса и высокой конкуренции. Таковы данные опроса 317 организаций, проведенного БСПН и презентованного директором и сопредседателем этого союза Жанной Тарасевич.

Более половины (55,4 %) респондентов посетовали на высокий уровень налоговых платежей, 40,3 % — на нестабильность налогового законодательства, 28,5 % — на высокие расходы на администрирование. Увеличение налоговой нагрузки за последние три года отметили 46,7 % компаний. Лишь 6,9 % опрошенных считают, что она уменьшилась.

Белорусский бизнес высоко оценил работу госорганов в части контроля за уплатой налогов (оценку «хорошо» по данному вопросу дали 15,8 % респондентов, «положительно» — 44,8 %). По мнению 32,9 % компаний, госорганы плохо справляются с ежегодной корректировкой налогового законодательства.

От проедания к развитию

«Мы обманываем себя, говоря, что налоговая нагрузка у нас терпимая», — заявил член Совета по развитию предпринимательства, экономист Ярослав Романчук.

Спикер обратил внимание на то, что за последние 150 лет ни одна развивающаяся страна с госрасходами, превышающими 25 % к ВВП, не продемонстрировала долгосрочного экономического роста и не перешла в разряд развитых. Те, кто придерживался щадящего налогового режима, напротив, смогли вырваться в мировые лидеры. Например, с 1951 по 1970 год экономика Японии, налоговая нагрузка в которой снизилась с 22,4 до 18,9 % к ВВП, вышла на средний темп прироста более чем на 9 % в год.

Ярослав Романчук также обратил внимание на то, что в последние годы до 5 % белорусского ВВП тратилось на государственные программы, притом что до сих пор нет четкой аналитики, подтверждающей эффективность таких вложений. Казна могла бы сэкономить на этих расходах, что, в свою очередь, позволило бы снизить налоговую нагрузку, однако активное субсидирование крупных инвестиционных проектов продолжается. «Забирать из бюджета, чтобы дать «БЕЛДЖИ», сахарным заводам и другим, — это разрушать национальный потенциал», — убежден экономист.

Мнение о неэффективности индивидуальных преференций разделяет заведующая кафедрой налогов и налогообложения БГЭУ профессор Елена Киреева: «Надо заниматься не отдельными компаниями или отраслями, а созданием конкурентной среды».

Делаем выводы

После того как президент поставил задачу переформатировать Налоговый кодекс, не уменьшив поступления в бюджет, пространства для корректировки ставок налогов почти не осталось. Тем не менее на конференции эксперты высказывали предложения, касающиеся более справедливого перераспределения отдельных изъятий. Например, в БСПН предлагают изменить процентное соотношение по страховым социальным отчислениям между нанимателем и работником, отказаться от повышающих коэффициентов к ставкам налога на недвижимость и земельного налога.

В возможности расширить применение упрощенной системы налогообложения (УСН) уверен председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, сославшийся на положительный опыт России. Союзы также выступают за упрощение администрирования и других вопросов, связанных с уплатой обязательных платежей, что может заметно снизить издержки бизнеса. Это направление реформы представляется сейчас наиболее реальным.

организаторы конференции обещают в ближайшее время систематизировать собранные экспертные суждения, чтобы представить в правительство консолидированное мнение о проведении реформы.

 

Материал опубликован в №12 газеты "Белорусы и рынок" от 31 марта 2018 года. Оформить подписку.

Подписка на БСПН + налоги + Налоговая реформа + налоговый кодекс
20 июня 2018
Она будет изменения в новой редакции Налогового кодекса.
20 июня 2018
Изменение в фискальной политике будет связано с российским налоговым маневром
18 июня 2018
Корректировка Налогового кодекса выходит на финишную прямую, но впереди налоговая реформа. Чтобы не проводить ее галопом, подготовку нужно начинать уже сейчас.
04 июня 2018
Продолжается работа над проектом изменений в Налоговый кодекс. Объединенные целью сделать документ проще и лучше, члены рабочей группы зачастую по­разному понимают, что такое хорошо, а что такое плохо.
23 мая 2018
Об этом сообщила представитель налоговой инспекции столицы.

Страницы