Июнь 20, 2017
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Появление новых автомобильных и железных дорог анонсировали участники министерской конференции, прошедшей  в Минске

- В ЕАЭС будут построены новые автомобильные и железные дороги, а также создана сеть транспортно-логистических цент­ров на основных транспортных коридорах, соединяющих Европу и Китай», — сообщил на конференции член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Адамкул Жунусов.

Так, в Беларуси предполагается реконструкция трассы М1/Е30 Брест — Минск — граница Российской Федерации, а также, вероятно, трасс М4 Минск — Могилев и М10 Коб­рин — Гомель — граница России. Последние две трассы могут войти в новый трансконтинентальный транспортный коридор «Меридиан», соединяющий Китай с Западной Европой.

Будет обустроен участок высокоскоростной железной дороги Брест — Минск — граница Российской Федерации протяжен­ностью 611 км. Он рассматривается как составляющая железнодорожного коридора Берлин — Пекин.

Финансировать проекты пообещали Азиатский банк и китайский Фонд Шелкового пути.

Адамкул Жунусов напомнил, что главы государств ЕАЭС поставили цель развивать его транзитный потенциал. По мнению чиновника ЕЭК, возрождение Шелкового пути полностью совпадает с этой задачей. «Проект не дешевый, еще нет необходимой инфраструктуры, но результаты можно предсказать уже сегодня: через пять-шесть лет поток грузов от западной границы Китая на Европу может превысить 1 млн контейнеров», — отметил Адамкул Жунусов.

По его словам, министры транспорта стран — участниц ЕАЭС одобрили около 40 проектов, большинство из которых направлено на использование транзитного потенциала, а также на создание общего рынка транспортно-логистических услуг.

Всемирный банк осознал ошибки

О готовности продолжить финансирование строительства белорусских дорог заявил глава представительства Всемирного банка (ВБ) в Беларуси Ян Чул Ким. ВБ выделит около 230 млн долларов на реконструкцию автомобильной трассы М6 Минск — Гродно. К реализации проекта уже приступил консорциум, состоящий из белорусских дорожно­-строительных компаний. Подрядчики привлекаются в порядке конкурса, а потому реконструкция трассы обойдется, скорее всего, дешевле, чем изначально предполагалось, считает спикер.

Ян Чул Ким, кореец по национальности, провел параллель между работами на М6 и строительством в конце 60-х годов первой скоростной автомагистрали в Южной Корее. Тогда его страна была одной из беднейших в мире. Чтобы реализовать проект, она обратилась к Всемирному банку с просьбой о финансировании. Однако данная международная структура выделить средства отказалась, объяснив свое решение невозможностью окупить инвестиции.

Трасса должна была пройти по территориям, на которых не было ничего, кроме рисовых полей, а потому аналитики банка не увидели экономической целесообразности в проекте. Правительство Южной Кореи построило дорогу собственными силами, а затем, в том числе благодаря привлечению китайских строительных компаний, создало одну из наиболее совершенных сетей дорог в Юго-Восточной Азии. Развитая транспортная инфраструктура помогла стране выйти в мировые лидеры по экономическому росту.

По мнению Ян Чул Кима, отказ финансировать проект был явной ошибкой ВБ. С тех пор банк переосмыслил подходы и иначе оценивает перспективы инвестиций в инфраструктуру.

Европейский капитал объединился с китайским. Поддержать инфраструктурные проекты пообещала заместитель директора, старший банкир транспортной группы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Елена Гордеева.

По словам спикера, ЕБРР уже инвестировал около 2 млрд долларов в различные проекты в Беларуси. Руководство банка одобрило новую стратегию в отношении нашей страны: в ближайшие годы особое внимание будет уделено поддержке частного сектора экономики, приватизации и реструктуризации некоторых госкомпаний.

Увеличится и объем вложений в инфраструктурные проекты, чему способствуют сразу несколько факторов. Во-первых, инвестиции в инфраструктуру традиционно занимают не менее четверти всего портфеля ЕБРР. Во-вторых, правительство Беларуси и другие заинтересованные структуры ведут с банком активные переговоры по этому вопросу. В-третьих, ЕБРР намерен выйти за пределы ранее утвержденного мандата в нашей стране и начать финансировать проекты с участием государственных компаний. В-четвертых, в прошлом году в число учредителей банка вошел Китай, что повысило интерес к финансированию инфраструктурных проектов в рамках нового Шелкового пути.

Цели тысячелетия 

Страны Европы и Азии приступили к гармонизации законодательства в сфере железнодорожного транспорта, чтобы усилить его роль в международном сообщении, заявил на конференции заместитель исполнительного секретаря Европейской экономической комиссии ООН Андрей Васильев. «Железнодорожные пути должны быть совместимыми, должны стать одним из ключевых видов транспорта. Нам нужна единая конвенция с обязательствами для всех, — обозначил задачу представитель ЕЭК ООН. — Мы выявили основные коридоры в Евразийском регионе. Есть проекты, которые оцениваются в миллиарды долларов».

По словам Андрея Васильева, ЕЭК ООН будет делать все возможное для поступательного развития транспорта, что является одной из ключевых целей тысячелетия, ведь транспорт объединяет нации и обеспечивает устойчивое развитие.

О положительном эффекте в случае принятия Конвенции о прямом международном железнодорожном сообщении заявил министр транспорта и коммуникаций Беларуси Анатолий Сивак. По словам чиновника, гармонизация законодательства и модернизация инфраструктуры поспособствуют сопряжению сетей ЕС и ЕАЭС. Правда, Анатолий Сивак призвал инвесторов не сосредотачиваться исключительно на транспортных коридорах, ведь в нашей стране есть развитая сеть дорог, которой активно пользуются перевозчики в зависимости от маршрута доставки груза.

 

Материал опубликован в №23 газеты "Белорусы и рынок" от 17 июня 2017 года. Оформить подписку

Подписка на дороги + транспорт + ЕЭК + Всемирный банк
24 июля 2017
Они выделяются из средств республиканского бюджета.
24 июля 2017
Белорусы достаточно образованны, чтобы создать инновационную экономику, однако стране не хватает институтов — проводников от теории к практике.
18 июля 2017
До 2020 года они будут колебаться в пределах 42,8-65 долларов за баррель.

Страницы