Ноябрь 21, 2017
Надежда КОВШ

Похоже, лобби университетов берет верх, ведь именно им достанется эта часть рынка бизнес-­образования.

 

Минэкономики подготовило проект изменений в постановление Совмина от 31 августа 2015 года № 734 «Об утверждении Концепции формирования и развития системы бизнес-образования и плана мероприятий по ее реализации». Как сообщает пресс-служба министерства, проект прошел процедуру общественных слушаний и внесен на рассмотрение правительства.

В обосновании изменений разработчики поясняют, что в соответствии с новыми подходами Минобразования, одобренными правительством, из действующей Концепции исключены положения, предусматривающие право коммерческих бизнес-школ реализовывать образовательные программы переподготовки по специальности «деловое администрирование», к которым относятся программы МВА.

Государственные университеты хотят заработать

По мнению генерального директора Бизнес-школы ИПМ Павла Дайнеко, лоббируются интересы государственных образовательных учреждений, которые хотят добиться монополии на рынке и фактически преграждают дорогу частному бизнесу.

«Наша бизнес-школа не боится конкуренции, наоборот, мы смогли добиться упрощения условий лицензирования. На рынке появились новые игроки, и это правильно, ведь при монополии неизбежно ухудшается качество и повышается стоимость обучения», — отметил глава Бизнес-школы ИПМ в интервью «БР».

Напомним, Концепцией предусмотрено, что к 2020 году в стране должны функционировать 25 бизнес-школ. При этом до сих пор участники рынка жалуются на то, что в Беларуси очень трудно получить лицензию на открытие бизнес-школы и пройти аккредитацию. Мол, если не упростить процедуры, то на рынке не только не появятся новые игроки, но и уйдут некоторые действующие школы. Похоже, к этим аргументам регулятор не прислушался. Если нынешняя редакция Концепции содержит пункт, предполагающий упрощение лицензирования, то новая — уже нет.

Директор за партой

В новой редакции Концепции появилось положение о создании Секторального совета квалификаций в области бизнес-управления при Минэкономики. По мнению авторов проекта, совет поспособствует разработке профессиональных стандартов должностей, связанных с выполнением функций управления коммерческими организациями.

Выходит, что руководители коммерческих организаций будут должны подтвердить свою квалификацию и право на управление в соответствии с требованиями, разработанными Секторальным советом. Как известно, квалификация подтверждается соответствующими дипломами и сертификатами, но, по-видимому, многие руководители обнаружат, что им необходимо пройти дополнительное обучение, чтобы получить право занимать свою должность.

По мнению некоторых экспертов, введение таких стандартов — это создание искусственного спроса на обучение, в первую очередь по программам МВА. Если такие услуги будут предлагать только учреждения образования, а не бизнес-школы, то становится ясно, кому достанутся деньги будущих слушателей.

«Почему вопрос построения системы бизнес-образования решают чиновники, которые в этих вопросах не разбираются? Почему они не выносят свои предложения по реформированию на обсуждение в Совете по развитию предпринимательства, в который входят бизнесмены? Почему бизнесмены выброшены из процесса принятия решений?» — задается вопросами Павел Дайнеко.

Либерально настроенные представители сферы бизнес-­образования надеются на то, что профессиональные стандарты должностей все-таки будут носить рекомендательный характер. Если же они станут обязательными, то в Беларуси сложится уникальная ситуация: государство будет самостоятельно решать, позволить руководителю управлять коммерческой организацией или нет.

За МВА поедут за рубеж

Создается впечатление, что инициаторы изменений не учитывают межстрановую конкуренцию на рынке бизнес-образования. Получить нужные компетенции и «корочки» белорусы могут не только в своей стране, но и, например, в России, Литве, Украине. Бизнес-школы наших соседей предлагают современные и весьма привлекательные программы обучения, располагают именитыми тренерами и при этом зачастую предлагают обучение по более низким, чем в Беларуси, расценкам. Для многих менеджеров часовой перелет в Москву или двухчасовая поездка на поезде в Вильнюс — приемлемый вариант посещения курсов, особенно если есть перспектива получить европейский сертификат МВА.

Кое-что положительное

К позитивным изменениям опрошенные «БР» эксперты отнесли уточнения отдельных положений Концепции в части упоминания игроков рынка бизнес-образования и их профессиональных ассоциаций. Авторы проекта поясняют: это сделано для того, чтобы «не допустить возможных инсинуаций разработчиков Концепции в ангажированности».

Есть надежда, что комплексная корректировка постановления № 734 позволит устранить ранее высказанные замечания профессионального сообщества и ускорить реформу системы бизнес-образования. Правда, с последним может выйти заминка, ведь упразднение или ограничение конкуренции, например, в сегменте МВА и отказ от упрощения входа на рынок едва ли уместно назвать ускорением реформы. К тому же полузакрытая разработка изменений Концепции плохо стыкуется с плюрализмом взглядов и интересов.

Подписка на Бизнес-образование + реформа бизнес-образования + МБА + бизнес-школы
11 мая 2018
Стартовал очередной, третий Конкурс предпринимательских идей, организованный Бизнес-­школой ИПМ. Цель проекта — помочь начинающим бизнесменам развить компетенции в продвижении своих проектов, рассказала руководитель конкурса Анна ПЕРУНОВА.
12 февраля 2018
Экспериментальный проект на основе модели «Предпринимательский университет» реализуется в Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ. Ожидается, что выпускники таких университетов будут искать не первое рабочее место, а первых сотрудников для компаний, которые создадут.
17 июля 2017
Давать профильные знания на начальных курсах нет смысла, поскольку слишком быстро меняется рынок труда.
19 февраля 2017
Отечественные преподаватели почти не занимаются серьезными исследованиями и в основном пересказывают то, что почерпнули из книг западных авторов. Это вызывает справедливые нарекания по поводу «вторичности» и несвежести лекций.
19 февраля 2017
Успех бизнес­образования будет зависеть от того, удастся ли предприятиям и бизнес­школам наладить тесную связь между собой. Такое мнение в интервью «БР» высказал председатель Ассоциации бизнес­образования, директор Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ (ИБМТ БГУ) Владимир АПАНАСОВИЧ.