Апрель 10, 2017
Олег ЦЫМБАЛ, директор ООО «АВАБИ»

Возродить белорусский экспорт может только комплексная поддержка экспортеров, в том числе частной формы собственности.

Прежние подходы к развитию экспорта не работают, сырьевые поставки буксуют, а продукция промышленных гигантов не настолько ликвидна, чтобы обеспечить докризисный объем экспорта четырехлетней давности. Компенсировать провалы могут создание новых предприятий и целенаправленная поддержка действующих (в основном малого и среднего бизнеса), до сих пор пытавшихся выходить на внешние рынки самостоятельно.

В последнее время в стране много говорится о необходимости помочь экспортерам, однако мы не замечаем каких-либо принципиальных изменений в государственной политике. Впрочем, косметическими мерами в этом деле уже не обойтись. Даже если регулятор устранит локальные технические барьеры, это существенно не повлияет на показатели экспорта.

Эффект могут дать лишь серьезные структурные реформы, а также формирование положительного имиджа Беларуси в глазах иностранных инвесторов. Очевидно, что для развития экспорта нужны зарубежные инвестиции и технологии, однако пока инвесторы не проявляют особого интереса к нашей стране как к площадке для создания экспортно ориентированных производств. Об этом мы можем судить, в том числе, по опыту работы нашей компании.

Инвесторов не особо впечатляют зона свободной торговли Беларуси со странами ЕАЭС и облегченный формат экспорта в прочие государства СНГ, что не позволяет нашей стране в полной мере воспользоваться потенциалом интеграционных образований и своим геополитическим положением.

После обострения отношений между Западом и РФ некоторые иностранные компании задумались об организации поставок на российский рынок через Беларусь. У нас был опыт общения с такими инвесторами, которые в итоге решили все-таки открыть представительства в РФ.

На фоне конфликта между Россией и Украиной и повышения таможенных пошлин между двумя странами даже украинские компании не отважились массово инвестировать в создание в Беларуси производств для последующих поставок на рынки ЕАЭС. По крайней мере по нашей группе товаров (металлопродукция). Украинцы решили, что лучше уплатить таможенную пошлину и торговать с Россией напрямую. А ведь перспективы открытия в нашей стране финишного производства или складской логистики, на первый взгляд, кажутся весьма заманчивыми.

Однако радужные перспективы развития бизнеса развеиваются, когда зарубежные партнеры начинают считать затраты, изучать белорусскую нормативную базу, оценивать риски. Выводы, сделанные по результатам такого анализа, как правило, не в пользу Беларуси.

Отпугивают сложность процедур на таможне, длительные сроки возврата НДС, значительные затраты на сертификацию, риски валютных колебаний, которые толком не хеджируются отечественными банками. Нет должного содействия в продвижении белорусских товаров через зарубежные посольства и субсидирование выставочно-ярмарочной деятельности. Подобные инструменты поддержки доступны в основном крупным государственным предприятиям, а должны быть ориентированы, в том числе (а может, даже приоритетно), на частный бизнес как на наиболее эффективного участника экспорта.

 

Мнение опубликовано в в №13 газеты "Белорусы и рынок" от 08.04.2017. Оформить подписку.

Подписка на экспорт + поддержка экспортеров
17 июля 2017
СООО «Лекфарм» за десять лет смогло завоевать 13 % рынка отечественных лекарств.
13 июля 2017
Белстат опубликовал данные о товарной структуре импорта за пять месяцев года.
07 июня 2017
Белорусский экспорт сельхозтехники в I квартале заметно увеличился. Это произошло в основном за счет активизации российского рынка, однако и в диверсификации продаж отечественные машиностроители демонстрируют некоторые успехи.
26 мая 2017
Предварительную статистику озвучил Таможенный комитет.

Страницы