Цены держали, пока было можно
Однако это решение на фоне трехкратного падения нефтяных цен нельзя назвать адекватным рыночным шагом.
Таким образом, в стране с 1 декабря розничные цены на нефтепродукты, реализуемые через АЗС организациями, входящими в состав "Белнефтехима", снижены на 9,7-10,1%. Стоимость бензина А-76 теперь составляет 1.760 BYR/л (на 190 BYR меньше), бензина АИ-92 - 2.220 (минус 250 BYR), бензина АИ-95 - 2.530 (минус 280 BYR), дизтоплива - 2.020 (минус 220 BYR) и биодизильного топлива - 1.760 BYR/л.
Следует отметить, что в Беларуси цены на горючее стойко держались в течение нескольких месяцев, хотя во многих странах топливо дешевеет уже давно. А в США оно упало в цене более чем в 2 раза по сравнению с июлем - до 0,44 USD/л.
По данным "БР", вопрос о снижении внутренних цен на горючее концерн обсуждал с профильными министерствами почти два месяца. Однако на одном из этапов обсуждения решили, что незачем перекладывать государственные деньги из одного кармана в другой: ведь если снизить цены, придется увеличить размер госсубсидий для нефтепереработчиков.
Однако цены на нефть продолжали падать, и чиновники в конце концов сдались. Нефтяники называют запоздавшее решение скорее политическим - ведь цены опять держали, пока могли, а отреагировали на ситуацию неадекватно сложившимся на рынке условиям.
Обратим внимание, что с 1 декабря РФ снизила экспортную пошлину на нефть почти на 100 USD/т - с 287,3 до 192,1 USD/т. Пошлины на светлые нефтепродукты снижены с 205,9 до 141,8 USD/т, на темные - с 110,9 до 76,4 USD/т.
Справка "БР"
В этом году концерн "Белнефтехим" трижды повышал цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. С 10 июня бензин подорожал на 5%, дизтопливо - на 14,8%. Затем с 6 июля цена бензина увеличилась на 5,1-5,4%, дизтоплива - на 9,8%. В июле цены вновь были повышены на 5% в связи с ростом стоимости нефти.
В 2007 году "Белнефтехим" 4 раза повышал оптовые и розничные цены на нефтепродукты: с 20 января - в среднем на 5%, с 14 мая - также на 5%, с 6 августа - в среднем на 4,7% и с 10 декабря - тоже в среднем на 4,7%.
Кроме того, если раньше для определения размера пошлин Правительство РФ в течение двух месяцев проводило мониторинг на международных рынках нефтяного сырья, а сами пошлины устанавливались раз в два месяца, то теперь период мониторинга сокращен до одного месяца и он будет проводиться с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего. Срок действия пошлин также сокращен до одного месяца.
Напомним, что в соответствии с белорусско-российскими договоренностями пошлина на поставляемую в Беларусь из России нефть в этом году рассчитывается с применением коэффициента 0,335. Таким образом, с 1 декабря она составляет для Беларуси 64,4 USD/т.
Пойдя на снижение цен, правительству теперь придется перекраивать не только ценники, но и уровень госсубсидий для нефтепереработчиков. Дело в том, что в условиях кризиса экспорт нефтепродуктов для них по большинству позиций остается невыгодным, - чтобы не затовариться, экспортерам приходится продавать горючее с большими скидками.
Недавно, например, одна из крупных нефтяных компаний отказалась от экспорта партии горючего, предложив ее выкупить белорусскому НПЗ. Завод вынужден это сделать - в противном случае российская компания может на законных основаниях в следующем месяце снизить поставки нефти в Беларусь на такой же объем, что, конечно же, недопустимо для белорусской стороны.
Экономику нефтяных компаний в немалой степени "спасал" внутренний рынок, где до недавнего времени цены оставались стабильными. После снижения цен на топливо ситуация для давальческих компаний и отечественных НПЗ усугубится. Правительству придется постараться, чтобы сохранить отечественный рынок нефти привлекательным, не допустить обнищания НПЗ и не "обидеть" бюджет.
Совсем недавно в целях пополнения бюджета Минфин предложил повысить акцизный налог в стоимости нефтепродуктов примерно на 10%. Этот документ, по данным "БР", завизировали все профильные министерства, включая Минэкономики, которое дольше других отказывалось это делать. Причем повышение акцизного налога не означало бы автоматического повышения цены на нефть - оно стало бы своего рода дополнительным налогом для нефтепереработчиков: их обязали бы таким образом поделиться с бюджетом своей прибылью. "Пока этот документ отложен и о дальнейшей его судьбе сказать сложно", - сообщили корр. "БР" в профильном министерстве.
Отметим, что в первой половине этого года "Белнефтехим" тоже стойко держал цены на горючее, невзирая на беспрецедентный рост мировых цен на нефть.
"Концерн сохранял цены на нефтепродукты, пока это было возможно", - признал заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков на пресс-конференции 3 сентября в Минске. В результате дизельное топливо, стоимость которого во всем мире по цене приравнивается к уровню бензина АИ-95 и АИ-98, в Беларуси стоило как низкокачественный бензин А-80. В итоге возникла ситуация, когда дизтопливо стало даже дешевле, чем в нефтедобывающей России, что явилось причиной стремительного оттока этого вида горючего с рынка. Поэтому с 10 июня концерну "Белнефтехим" пришлось трижды перекраивать ценники, чтобы исправить ситуацию.
Однако не следует рассчитывать, что правительство и теперь будет "исправлять" ситуацию такими же темпами. "Неизвестно, что будет с ценниками дальше. Боюсь, как бы нам не пришлось их возвращать обратно", - мрачно заметил чиновник профильного министерства.

Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »