Март 28, 2017
Татьяна ДАЙЛИД, руководитель проектов ООО «Ресолва»

Новые правила регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования не только упрощают процедуры, но и расширяют возможности учредителей бизнеса в защите своих прав.

Самое позитивное изменение декрета от 28.02.2017 № 2 заключается в том, что ошибочное указание недостоверных сведений при государственной регистрации более не повлечет за собой потерю бизнеса. Ранее неверное написание, например, юридического адреса компании могло привести к взысканию в бюджет дохода за весь период ее работы.

После вступления в силу нового декрета риск развития си­туации по такому сценарию будет ограничен по крайней мере тремя годами, в течение которых налоговые и иные госорганы могут подать иск о признании госрегистрации субъекта хозяйствования недействительной. Кроме того, суды будут оценивать характер допущенных нарушений, наличие ущерба и другие обстоятельства.

Разумным представляется увеличение с 12 до 24 месяцев срока, в течение которого субъект хозяйствования может не осуществлять деятельность, после чего он подлежит ликвидации по решению регистрирующего органа. Корректировка дает учредителям компаний больше времени на обдуманный старт: формирование уставного фонда, получение лицензий, подбор персонала, запуск производства и т. п. Для действующих компаний это может быть период перепрофилирования и поиска инвесторов.

Обязанность собственника самостоятельно принять решение о закрытии бизнеса компенсируется тем, что теперь регистрирующий орган будет публиковать сведения о ликвидации субъекта хозяйствования не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующего заявления. Новшество не только упрощает задачу учредителям юрлиц и ИП, но и позволяет кредиторам оперативно удовлетворять свои требования к бизнесу, который закрывается.

Будем надеяться, что право заключить договор оказания аудиторских услуг для независимой оценки деятельности субъекта хозяйствования действительно заменит проверки со стороны контролирующих органов, уменьшит временные затраты и нивелирует стрессовые ситуации для менеджеров предприятий и предпринимателей.

Согласно декрету № 2, ауди­торское заключение и отчет позволяют налоговым и таможенным органам, «Белгосстраху», Фонду социальной защиты населения представить регистрирующему органу необходимые для ликвидации субъекта хозяйствования справки или сведения без проведения дополнительных проверок.

Такая перспектива вкупе с возможностью подать документы о ликвидации в электронном виде должна создать дополнительный стабильный поток клиентов для аудиторских компаний.

Позитивным мы считаем и возникновение у юрлиц права создавать дочерние компании даже при наличии текущей задолженности. Отказ от ограничения снимает формальный, но вместе с тем ощутимый барьер как для отдельных компаний, так и для развития бизнеса в стране. Ранее даже при небольшой задолженности, например за услуги интернет-связи, открыть дочернюю фирму было нельзя.

Кроме того, у компании может быть большое количество кредиторов, и получить у них письменное согласие о переводе долга не всегда возможно. Теперь же учредители имеют право стартовать в новых направлениях, не дожидаясь полного исполнения гражданско-правовых обязательств, что дает определенную свободу маневра.