Апрель 25, 2018

Бизнес раскритиковал новые правила аттестации в строительстве

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Постановление Минстройархитектуры от 23.03.2018 № 15 скорректировало квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, для получения аттестатов соответствия первой — четвертой категории.

«Единственное положительное изменение коснулось небольшой группы предприятий при получении аттестата первой категории, однако оно не упростит деятельность остальных строителей», — оценили документ в Минском столичном союзе предпринимателей и работодателей (МССПиР).

В бизнес-союзе с сожалением отметили, что отраслевое министерство не прислушалось к просьбам делового сообщества и не освободило строителей от избыточных процедур. В том числе проигнорировано требование упростить и объединить в один разрешительный документ аттестацию предприятий, процедуры получения сертификатов соответствия на виды строительных работ, свидетельств о технической компетенции по видам строительных работ и сертификацию системы менеджмента качества. Остались и ежегодные платные проверки по основным документам, указанным выше.

«Минстройархитектуры превратило должности главных инженеров, прорабов, начальников ПТО и сметчиков в звания, выдаваемые после сдачи платных экзаменов в структурах при министерстве, и, судя по новому постановлению, ничего менять не собирается», — эмоционально прокомментировал ситуацию директор одной из частных строительных компаний, пожелавший остаться неназванным.

Он не понимает, для чего за последние 10—15 лет в строительстве появилось такое большое количество процедур, когда без них обходятся наши соседи, например Россия или Польша. Притом что в Беларуси выполнение требований технического законодательства довольно обременительно: они дороги и отнимают много времени.

«Ни в одной из соседних стран нет такого огромного количества абсолютно ненужных процедур и разрешений для работ в строительстве. Постановление № 15 лишь немного скорректировало список специалистов, обязанных нести дань в структуры, близкие к Минстройархитектуры. Создается впечатление, что все придумано только для получения денег от строителей, итак находящихся в тяжелом положении», — продолжает собеседник.

На волне кризиса 2015—2016 годов регулятор принял ряд решений, которые буквально вытолкнули с рынка малые и средние частные компании. Бизнес-союзы полагали, что с принятием декрета № 7 и сопутствующих ему документов наболевшие вопросы удастся решить, тем более что 8 августа прош­лого года на совещании президент раскритиковал сложность процедур в строительстве.

«В свое время мы отменили лицензирование. Однако на смену пришли новые требования: аттестация предприятия, сертификация строительных работ, получение свидетельства о технической компетенции. В итоге, по мнению представителей бизнес-сообщества, эта отрасль продолжает оставаться крайне зарегулированной», — заявил тогда Александр Лукашенко.

Судя по комментариям представителей стройбизнеса, чиновники лишь имитировали реформу, по крайней мере в части аттестационных требований, за что и получили неуд от деловых объединений.

Подписка на Минстройархитекруры + аттестация в строительстве