Ноябрь 01, 2017
Вадим СИКОРСКИЙ

Пивоварение в Беларуси становится экспортной отраслью. Не имея рычагов для развития внутреннего рынка, компании решили осваивать прилавки и барные стойки соседних стран.

Внутренний рынок растет, но с оговорками

По итогам восьми месяцев отечественный рынок пива продемонстрировал завидные показатели. Согласно данным Белгоспищепрома, продажи пенного напитка белорусского производства на внутреннем рынке выросли на 10 %, до 261,15 млн л. На фоне стагнации рынка в предыдущие годы достигнутый результат впечатляет. Ранее изменение объемов продаж измерялось 1—2 %, причем не всегда со знаком плюс.

Гендиректор ОАО «Лидское пиво» Аудриус Микшис констатировал заметный рост продаж не только белорусского пенного напитка, но и пива в целом (с учетом импорта). По словам руководителя, по итогам года цифра, скорее всего, будет намного скромнее. Аудриус Микшис ожидает, что в IV квартале рынок немного просядет, что и повлияет на годовые итоги.

«Мы не ждем большого скачка до конца этого года. По нашим прогнозам, рост рынка будет незначительным — в пределах 2 %. Компания не может влиять на внешние условия, но мы можем работать так, чтобы и дальше наращивать объемы продаж и завоевывать белорусский и зарубежные рынки», — заявил гендиректор на пресс-завтраке, посвященном результатам работы ОАО «Лидское пиво» за три квартала.

Резкий рост продаж белорусского пива объясняется изменениями в структуре производства. В частности, в нынешнем году один из крупных игроков прекратил импортировать свои сорта из России и наладил их выпуск на территории Беларуси.

За восемь месяцев импорт пива в Беларусь увеличился на 1,6 %, до 64,12 млн л. Наиболее высокими темпами росли поставки из Евросоюза: они практически удвоились и достигли 3,47 млн л. Помимо того, почти в полтора раза, до 21,2 млн л, увеличились объемы импорта из Украины. Поставки из РФ упали на 6,4 %, до 39,2 млн л, что подтверждает релокацию производства одним из влиятельных игроков.

По данным Белстата, в январе — сентябре реализация пива увеличилась на 2 %, до 270,03 млн л (без учета микроорганизаций). По итогам восьми месяцев доля отечественного напитка в структуре ресурсов пива составила 85,4 %. Для сравнения: в 2016 году этот показатель был на 6,3 п. п. ниже.

Реклама и акцизы

Проблемы белорусского рынка не изменились: численность населения не увеличивается, его доходы принципиально не повышаются, разница в акцизах с крепкими алкогольными напитками незначительна, а рекламная активность компаний ограничена законодательством — все это снижает интерес иностранных инвесторов к отечественной пивоваренной отрасли.

Безрезультатно завершились четыре попытки продать с аукциона ОАО «Брестское пиво» как имущественный комплекс. Завод признан банкротом, однако желающих приобрести его мало. Пока остается открытым вопрос и с поисками инвестора для ОАО «Криница».

«Рынок растет в объемах, однако в значительной степени этот рост идет за счет бюджетного сегмента (прежде всего за счет пива под собственными марками торговых сетей. — Прим. «БР»). Так что в целом прибыли отрасли увеличиваются не такими темпами, как физические объемы продаж», — отметил Аудриус Микшис.

В этом году к фундаментальным проблемам добавились и сезонные. Холодное лето 2017 года негативно отразилось на результатах пивоваренных компаний. Если продажи пива особо не пострадали, хотя и не были такими, как хотелось бы, то сбыт кваса упал. По данным Белгоспищепрома, за восемь месяцев реализация этого напитка снизилась на 5,6 %, до 39,7 млн л. К слову, и в этом сегменте ОАО «Лидское пиво» увеличило продажи на 6,2 %, до 25,28 млн л. Правда, в компании рассчитывали на более высокий результат.

В среднесрочной перспективе пивовары учитывают и новые риски. Один из них — обсуждаемый уже на протяжении нескольких лет запрет на ПЭТ-тару в рамках ЕАЭС. Сегодня именно на этот формат приходятся основные продажи в массовом, бюджетном сегменте.

Вызывает вопросы и внедрение депозитной системы, в рамках которой покупатель будет оплачивать залоговую стоимость тары. «Депозитная система хороша: она очищает природу, но это дорогое оружие. Для Беларуси, я полагаю, это еще немного рановато из-за уровня доходов населения, так как удорожает напитки, пиво в том числе. Значит, продукты могут стать дороже, что повлечет за собой падение потребления», — считает Аудриус Микшис.

По его словам, важно и то, каким образом депозитная система будет реализована. В Литве ею оперирует фактически некоммерческая организация, созданная самими производителями напитков. Все процессы в системе предельно автоматизированы, а сама она очень компактна.

В Беларуси пока не определили, как именно будет функционировать депозитная система и кто станет ее оператором. Не исключено, что на такой системе могут «сделать бизнес», тогда негативные последствия почувствуют все.

Дальнейшее развитие отечест­венного рынка пива зависит от трех факторов. Первый — рост доходов населения, чему содействует государственная политика, направленная на повышение зарплат.

Второй — регулирование рекламы пива. Пивовары даже не претендуют на то, чтобы пол­ностью либерализовать ее. Им будет достаточно возможности проявлять активность в точках продаж, а также использовать людей в рекламе — это позволяют делать во многих странах.

Третий — акцизная политика. «На совещании у президента уже прозвучало предложение довести соотношение акцизов на пиво и крепкий алкоголь до 1 : 3. Если это будет, то пиво станет более привлекательным напитком», — полагает гендиректор ОАО «Лидское пиво».

Экспортный рывок

Пивовары не собираются ждать милостей от государства и экономической конъюнктуры и ищут выход на внешних рынках. Тенденция к росту экспорта пива наметилась еще в прошлом году, а уже по итогам восьми месяцев нынешнего Беларусь стала нетто-экспортером пенного напитка.

В январе — августе поставки отечественного пива достигли 94,3 млн л. Это больше, чем за весь 2016 год. По сравнению с восемью месяцами минувшего года экспорт увеличился на 66,5 %. Поставки в РФ выросли на 75,1 %, до 51,5 млн л, в Украину — почти в два раза, до 26,2 млн л, в ЕС — на 21,4 %, до 15,8 млн л.

В стоимостном выражении экспорт также заметно прибавил. Выручка в целом удвоилась и достигла 40 млн долларов. Поставки в РФ принесли в 2,5 раза больше, или 29 млн долларов, в Украину — на 73,8 %, или 7,3 млн долларов, в ЕС — на 25,2 %, или 3,7 млн долларов.

Другие отечественные производители также приложили руки к увеличению объемов экспорта. По итогам трех кварталов ОАО «Лидское пиво» нарастило поставки пива за рубеж на 17,4 %, до 12,4 млн л. По словам директора по продажам Елены Авдеенко, компании удалось войти почти во все крупные федеральные сети России, сейчас идут переговоры с «Магнитом». Помимо того, напитки «Лидского пива» пробились в российский и польский Auchan.

«У нас большой потенциал. Зашли в Auchan в России и Польше в первую очередь с квасом. Что касается пива, мы зашли в Польше в сети InterMarche. C мая мы возобновили поставки пива в Литву. Раньше пиво и квас выпускал завод Volfas Engelman, входящий в одну группу с нами», — рассказала Елена Авдеенко.

Россия остается основным рынком сбыта и для «Лидского пива», и для других компаний, однако, по оперативным данным, он сокращается. Отчасти это связано с внедрением системы ЕГАИС, из-за чего с рынка ушли мелкие импортеры.

Лидское пиво также поступает на рынки Германии и Польши. В 2017 году новыми ареалами продаж продукции компании стали Грузия, Армения и Азербайджан.

Привлекательность экспорта для пивоваров имеет несколько причин. После модернизации, которую провели многие заводы, их мощности в целом перекрывают потребности отечественного рынка. Как следствие, появляется потенциал, который можно реализовать за пределами Беларуси. К тому же экспорт оказывается более рентабельным. Из-за относительно малых объемов продукции для таких больших рынков, как польский, а тем более российский или немецкий, производителям целесообразнее работать через дистрибьюторов. Соответственно, затраты на продвижение марки, поддержку продаж, логистику ложатся в большей степени на плечи партнеров — в итоге рентабельность реализации возрастает. В Беларуси же пивоваренным компаниям приходится расходовать средства на эти цели.

С экспортом может быть связан новый импульс для оте­чественной пивоваренной отрасли. Аудриус Микшис заявил, что уже подготовлен довольно амбициозный план по развитию завода. Документ уже был представлен акционерам финского концерна Olvi, которому принадлежит ОАО «Лидское пиво». Генеральный директор не стал вдаваться в подробности плана, однако отметил, что он предполагает инвестиции, сравнимые с уже вложенными средствами нового собственника предприятия. Документ явно подготовлен с расчетом на рост не только отечественного рынка, но и экспортных продаж.

Подписка на пиво + Лидское пиво
24 октября 2017
Но рынок в целом развивается медленными темпами.
11 сентября 2017
Внутренний рынок пива растет очень медленно. Хорошие темпы роста демонстрирует только экспорт.
11 сентября 2017
Провести в Минске Октоберфест уже в 2018 году пожелал отечественным пивоварам член королевской семьи Виттельсбах из Баварии — Его Королевское Высочество Принц Люитпольд фон Байерн.
25 июля 2017
Потребление абсолютного алкоголя снижается.
27 июня 2017
Об этом заявил генеральный директор ОАО «Криница» Александр Кижук на презентации «юбилейной» упаковки, посвященной 950-летию Минска.

Страницы