Май 11, 2017
юрист Илона ФЕДОРУК

Свободные экономические зоны в начале года утратили некоторые льготы и преференции, что было обусловлено действием законодательства Евразийского экономического союза. Сократить потери призваны изменения на уровне национального законодательства.

На уровне ЕАЭС порядок размещения и использования товаров в пределах территории СЭЗ или ее части определяется Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее — Соглашение), заключенным странами-участницами 18 июня 2010 года.

Однако 12 апреля 2017 года президент подписал Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС). Как предполагается, документ может вступить в силу уже 1 июля. Правда, из-за замедления его ратификации срок вступления ТК ЕАЭС в силу может быть перенесен на 1 января 2018 года.

Сократить финансовые издержки резидентов СЭЗ и сохранить их инвестиционную привлекательность призван указ от 30.12.2016 № 508 (далее — указ № 508).

Рынок ЕАЭС — внутренний

С 1 января все товары, произведенные (полученные) резидентами СЭЗ с использованием иностранного сырья и комплектующих, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признаются иностранными. Соответственно, для реализации на территории ЕАЭС они должны пройти таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Это значит, что резиденты СЭЗ обязаны уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги.

В данном случае налогооб­лагаемой базой является таможенная стоимость иностранного сырья и материалов, вошедших в состав готовой продукции, либо таможенная стоимость готовой продукции (если идентификация сырья и материалов в составе готовой продукции невозможна).

Условия помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны закреплены ст. 202 ТК ЕАЭС. Статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами, зарегистрировавшимися в Беларуси до 1 января 2012 года, определялся в соответствии со ст. 19 Соглашения до 1 января 2017 года.

Определение доли импорта станет обязательным

Пока порядок определения доли иностранного сырья и комплектующих в товарах, изготовленных резидентами ЕАЭС, еще не определен. При этом подходы, аналогичные порядку идентификации, установленному Соглашением, закреплены ст. 206 ТК ЕАЭС. Правда, в постановлении Совета министров от 3.02.2017 № 94 сказано, что субъект хозяйствования самостоятельно определяет возможность идентификации иностранных товаров в готовой продукции при декларировании товаров, изготовленных с использованием импортного сырья и комплектующих, которые были помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны либо свободного склада, и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Таможенные органы вправе провести проверку обоснованности заявленных в декларации сведений.

С вступлением в силу ТК ЕАЭС идентификация иностранного сырья в продуктах переработки станет обяза­тельной. Это предусмотрено п. 7 ст. 207 кодекса: если в состав товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, входят иностранные товары, подпадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, то для вывоза с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС такие товары могут быть помещены под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или переработки для внутреннего потребления.

Условием для этого является возможность идентификации в данных товарах иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Национальные меры поддержки резидентов СЭЗ. Указ № 508 вносит изменения в указ от 9.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь».

Согласно документу, товары, изготовленные с использованием импортного сырья и комплектующих в свободных экономических зонах резидентами СЭЗ и помещаемые ими под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, освобождаются от НДС, взимаемого таможенными органами.

С 1.01.2017 по 31.12.2019 от НДС, взимаемого таможенными органами, освобождаются помещаемые лицами, которые включены в реестр владельцев свободных складов, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, ранее помещенные под таможенную процедуру свободного склада. Таким образом, сейчас резиденты СЭЗ, которые намереваются реализовать продукцию, произведенную в СЭЗ с использованием импортных составляющих, не прошедших таможенную очистку, обязаны уплатить только ввозные таможенные пошлины.

Поскольку сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам отчетного периода, и налоговыми вычетами, нормы указа № 508 фактически исключили необходимость направления средств резидентов СЭЗ на уплату «ввозного» НДС. Напомним, белорусские свободные экономические зоны завершат свою деятельность 31 января 2049 года.

Еще одной мерой, предусмотренной указом № 508, является снижение с 1 млн до 500 тыс. евро минимального объема инвестиций при условии, что инвестор готов вложить их в течение трех лет.

Включение в состав СЭЗ отдельных территорий аэропортов, а также территорий, граничащих с государственной границей, обусловлено новыми условиями деятельности СЭЗ, которые планируется применять после вступления в силу ТК ЕАЭС. Документ предусматривает ряд преимуществ для портовых и логистических СЭЗ.

Порты и логистические центры

ТК ЕАЭС детально определяет порядок функционирования портовых и логистических СЭЗ. Этот порядок представляется актуальным и для Беларуси, поскольку на базе действующих логцентров возможно создание логистических СЭЗ.

Товары, ввезенные на территорию портовой или логистической СЭЗ, не подлежат таможенному декларированию (кроме случаев, установленных законодательством государств — членов ЕАЭС). Исключение составляют подлежащие таможенному декларированию товары, ввезенные резидентами СЭЗ в целях строительства, реконструкции объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта, расположенных на территории портовой СЭЗ, или объектов инфраструктуры логистической СЭЗ.

Нововведением ТК ЕАЭС является необходимость получать разрешение таможенного органа на ввоз товаров на территорию портовой или логистической СЭЗ. Категории товаров, ввозимых на территорию портовой или логистической СЭЗ и не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, закреплены п. 3 ст. 204 ТК ЕАЭС.

Согласно ст. 203 ТК ЕАЭС, территория СЭЗ является зоной таможенного контроля. Однако законодательством государства — члена ЕАЭС может быть определено иное. Сейчас территория СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, обязательно является зоной таможенного контроля (п. 7 ст. 9 Соглашения).

«Права» товаров в СЭЗ

Стать­ей 205 ТК ЕАЭС расширен перечень операций, которые могут быть совершены на территории СЭЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и/или продуктов их переработки. Эти операции совершаются только в случае их соответствия условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ (договора об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларации, предпринимательской программы). Аналогичное положение действует и сейчас.

В п. 8 ст. 205 ТК ЕАЭС определен перечень лиц, которым можно передать во владение и/или пользование вышеупомянутые товары без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Установление такого перечня устраняет ряд имеющихся сейчас правовых пробелов.

Таможенные процедуры, помещением под которые завершается действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны при вывозе товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, определены п. 6 ст. 207 ТК ЕАЭС.

Статья 208 ТК ЕАЭС преду­сматривает возникновение у декларанта обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с момента регистрации таможенным органом декларации на товары. Обстоятельства, которые считаются сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, определены п. 7 ст. 208 ТК ЕАЭС.

Утрата резидентами СЭЗ одной из основных льгот в виде беспошлинного выпуска на территорию ЕАЭС готовой продукции, для изготовления которой использовались иностранное сырье и материалы, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, создала определенные трудности. Нормы указа № 508 исправляют ситуацию лишь отчасти. В связи с этим резидентам СЭЗ следует оценить дальнейшую целесообразность нахождения в этом статусе и, возможно, изменить правовой режим своей деятельности.

Tags: 

Подписка на СЭЗ + льготы
19 сентября 2017
Такую сумму в создание новых производств вложат два новых резидента зоны.
14 июля 2017
В Парке нет никаких ограничений по национальному признаку. Единственное условие – проект должен быть высокотехнологичным и осуществляться в областях электроники, фармацевтики, тонкой химии, биотехнологии, машиностроения, новых материалов, логистики, ИТ, НИОКР.
29 мая 2017
Они вложат 1,5 мле евро и создадут несколько десятков рабочих мест.
23 мая 2017
Новая норма закреплена указом президента №166.
19 мая 2017
Теперь чиновники будут ездить в индустриальный парк, а не его резиденты к ним.

Страницы