Май 21, 2018
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО

Международные автомобильные перевозки вновь на подъеме. Сказывается экономическая стабилизация, а также дополнительные меры поддержки со стороны государства.

По данным ассоциации «БАМАП», в 2017 году экспорт автотранспортных услуг увеличился на 23,8 %, до 1144,9 млн долларов. Грузоперевозки сформировали 1123,2 млн долларов, или 98 % вырученных средств.

Доля автотранспорта составила 14,7 % в общем объеме экспорта услуг Беларуси за 2017 год. У автомобилистов третье по величине положительное сальдо (572,9 млн долларов) после компьютерных услуг и трубопроводного транспорта.

За прошлый год объем перевозок грузов в международном автомобильном сообщении увеличился на 9,4 %, до 13,9 млн т, количество перевозок — на 9,5 %. Таким образом, показатели 2017 года закрепили тренд роста, наметившийся в 2016-м после двух лет спада. Напомним, в 2014-м и 2015-м динамика количества поездок была отрицательной (соответственно -5 и -4,1 %), а рост объемов сопоставим со статистической погрешностью. В 2017 году объем и количество перевозок достигли максимального значения за последние годы.

Эффективность vs дефицит разрешений

Заметим, в прошлом году в секторе международных автомобильных перевозок наблюдался дефицит иностранных разрешений, причем не только при доставке грузов в/из третьих стран, которых не хватает всегда, но и двусторонних разрешений по ряду направлений. Тем не менее на таком фоне перевозчикам удалось значительно улучшить показатели, на что повлиял набор факторов.

В частности, увеличилось количество перевозок экспортно-импортных грузов белорусских субъектов хозяйствования в двустороннем сообщении. (Доставка отечественной экспортной продукции вообще стала отдельным, можно сказать, самостоятельным направлением работы международных перевозчиков.)

В 2017 году проведены 52 рабочие встречи и совещания, в которых принимали участие представители ассоциации «БАМАП», с руководителями предприятий-экспортеров. Как итог, удельный вес белорусского транспорта в объемах перевезенных отечественных внешнеторговых грузов увеличился до 57 %.

Факторами роста стали увеличение оборачиваемости транспортных средств и сокращение порожних пробегов. В 2017 году каждая белорусская фура совершала в среднем 2,08 кругорейса в месяц (против 2,06 в 2016-м и 1,89 в 2015-м). При этом коэффициент использования пробега достиг 0,8.

Долгожданная модернизация парка

Одним из явных признаков стабилизации отрасли является приобретение автотранспортных средств. По данным статистической отчетности 4-тр «Отчет о международных автомобильных перевозках», в прошлом году парк транспортных средств отечественных перевозчиков расширился более чем на 1200 единиц техники, или на 7 %. Удельный вес новых автотранспортных средств со сроком эксплуатации до трех лет увеличился на 3,9 п. п., до 17 %.

Обновление автопарка продолжилось и в 2018 году. По крайней мере, об этом свидетельствуют заявления лауреатов премии Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) по итогам работы в 2017 году. К слову, на этот раз награды, вручаемой руководителям высшего звена автотранспорта, удостоены четыре белорусских топ-менеджера.

По словам директора ООО «Оствесттранскар» Вячеслава Ложечника, в ближайшее время его компания подпишет контракт на поставку примерно десяти тягачей класса «Евро-6» и такого же количества полуприцепов. В скором времени десяток тягачей Renault пополнит автопарк брестского ЧУПТП «Тищенко», которым руководит Александр Тищенко. В нынешнем году ОАО «Могилевоблавтотранс», который возглавляет Валерий Василевский, в рамках инвестпроекта приобрело 15 тягачей и 15 полуприцепов. Семь новых тягачей DAF и шесть прицепов появились у ЧТУП «Витмагистраль», и это только начало, обещает директор предприятия Александр Шакуро.

Регулятор в помощь

Техническому обновлению способствует не только стабилизация экономической ситуации, но и вступивший в силу 21 февраля указ № 67, отменивший уплату утилизационного сбора при приобретении автотранспортных средств наиболее высокого экологического стандарта «Евро-6».

Заметим, указ № 67 не единственный нормативный акт, принятый в целях поддержки отрасли. Значимым для международных автомобильных перевозчиков стал и декрет № 7 «О развитии предпринимательства», урегулировавший ряд вопросов. В результате корректировки законов, постановлений Совмина и Минтранса, различных положений и инструкций значительно упрощены организация и оформление перевозок, снижена контрольная нагрузка, решены некоторые вопросы кадрового обеспечения.

Собрание зовет

Впрочем, говорить о том, что все проблемы решены, пока рано. Отраслевое сообщество намерено обсудить актуальные вопросы 24—25 мая на мероприятиях, приуроченных к ежегодному общему собранию членов ассоциации «БАМАП». В частности, на 24 мая запланирована конференция «Эффективность и качество международных перевозок грузов. Вызовы времени».

На этот раз в центре внимания участников собрания окажутся организация белорусскими компаниями интермодальных перевозок через морские порты России, пересечение границ и сокращение времени прохождения таможенных процедур, автоматизация деятельности транспортных предприятий и другие вопросы. Вместе с белорусскими перевозчиками руководитель департамента глобальных инноваций МСАТ Желько Йевтич намерен обсудить перспективы использования беспилотных транспортных средств, а также расширение цифровых технологий на транспорте.

Заметим, беспилотники активно обсуждались на прошедшей 2—4 мая в Женеве весенней сессии МСАТ при участии экспертов со всего мира. Не стоит думать, что это вопрос отдаленного будущего, особенно для Беларуси. Так, президент и главный исполнительный директор Американских ассоциаций грузовых автомобильных перевозчиков Крис Спир полагает, что беспилотные грузовики ворвутся в нашу жизнь уже через 5—15 лет.

При этом эксперты дают неоднозначные прогнозы в части технологической революции на транспорте. С одной стороны, экономическая эффективность перевозок должна повыситься на фоне сокращения транспортных расходов и преодоления нынешнего дефицита водительских кадров. С другой — пока неясно, как будет решаться вопрос с трудоустройством водителей, высвобожденных в результате развития беспилотного транспорта.

Предстоит справиться и с такими специфическими проблемами, как отношение к автономным фурам со стороны других участников дорожного движения. В топе обсуждаемых вопросов и безопасность данных, ведь с автоматизацией транспорта информация окончательно уйдет в виртуальную сферу.

Подписка на транспорт + логистика + БАМАП + международные автоперевозки
26 июля 2018
Беларусь улучшила свои позиции в рейтинге эффективности логистики, однако ее результат остается значительно хуже, чем у стран-соседей.
18 июля 2018
Международные грузоперевозчики прогнозируют благоприятную конъюнктуру по меньшей мере на ближайшие полгода. Рынок окончательно адаптировался к взаимным санкциям России и ЕС, грузопотоки которых обслуживают белорусские компании. А вот более отдаленные перспективы пока туманны.
17 июля 2018
Государственный таможенный комитет пока отказывает в реализации пилотного проекта по применению электронной книжки МДП (e-­TIR) на белорусско­литовской границе. Ситуацию взял на контроль Совет по развитию предпринимательства.
25 июня 2018
Такую задачу поставил в эфире белорусского телевидения первый замминистра Дмитрий Крутой
16 апреля 2018
В Беларуси изменились правила автомобильных перевозок грузов. В них включили требования к деловой репутации перевозчиков и уточнили перечень документов, сопровождающих грузы.

Страницы