Сентябрь 02, 2019

Автомобильный недогруз

Вадим СИКОРСКИЙ

В 2019 году доходы белорусского автопрома могут снизиться. По итогам первого полугодия отмечается снижение экспорта грузового транспорта во всех основных сегментах.

Такая динамика может негативно отразиться на финансовом положении производителей грузовых автомобилей. Особенно уязвим МАЗ, уже не первый год испытывающий трудности. Уменьшится и выручка БЕЛАЗа, правда, положение жодинского завода устойчивое: предыдущие годы были рекордными.

Статистика показывает снижение. Согласно данным Белстата, экспорт грузовых автомобилей в январе — июне уменьшился на 14,5 %, до 2573 единиц. Выручка от него сократилась на 14,3 %, до 569,85 млн долларов. Поставки предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья самосвалов за рубеж снизились на 27,7 %, до 484 машин. В стоимостном выражении они просели на 11,5 %, до 415,16 млн долларов.

Поставки грузовиков в Россию уменьшились на 11,6 %, до 1664 единиц, в том числе самосвалов — на 29,7 %, до 339 машин, в Украину — на 11,9 %, до 498 автомобилей.

Экспорт седельных тягачей просел еще заметнее. В первом полугодии он уменьшился на 38,9 %, до 536 машин, а в стоимостном выражении — на 24 %, до 37,4 млн долларов. Поставки в Россию обвалились на 43,4 %, до 444 единиц.

Судя по текущей динамике, поставки самосвалов за рубеж вряд ли достигнут прошлогоднего уровня.

Напомним, тогда были экспортированы 2064 машины примерно на 940 млн долларов, причем продажи в России достигли соответственно 1700 единиц и почти 600 млн долларов.

Надо отметить, что в 2018 году рекордный экспорт самосвалов, предназначенных для эксплуатации в условиях бездорожья, обеспечил и прирост поставок грузовых автомобилей в целом. Без их учета экспорт снизился с 5078 единиц в 2017 году до 4925 в 2018-м. Поставки седельных тягачей в прошлом году просели на 15,5 %, до 1448 единиц.

В 2018 году «грузовой» экспорт с учетом седельных тягачей увеличился на 22,5 %, до 1,38 млрд долларов, что соответствует уровню 2013 года. Выручка была рекордной в 2011—2012 годах: тогда она достигала 1,7—2 млрд долларов. В первом полугодии 2019-го данный показатель составил 607 млн долларов. По итогам года можно ожидать примерно миллиарда долларов выручки.

Спрос на основных рынках падает. Экспорт снижается в основном из-за внешнего спроса, прежде всего в РФ. В 2014—2016 годах российский рынок грузовых автомобилей сильно сжался на фоне падения цен на сырьевые товары, санкций и общего замедления экономики. Однако в 2017-м он начал быстро наверстывать упущенное. Сказались увеличение доходов и отложенный спрос: перевозчики стали активно обновлять автопарки. Замедление темпов экономического роста и удовлетворение отложенного спроса привели к изменению рыночных тенденций.

По данным агентства «АСМ-Холдинг», в январе — июле 2019 года российский рынок новых грузовых автомобилей уменьшился на 5,2 %, до 41 235 единиц. Падение в сегменте иномарок было еще заметнее — на 13,6 %, до 19 612 машин. Местные производители увеличили продажи на 4 %, до 21 623 автомобилей.

Надо отметить, что в нынешнем году МАЗ неплохо смотрится на фоне российского рынка в целом и других «иностранцев» на нем. Минский гигант сохранил продажи на уровне прошлого года — 1593 машины (+0,4 %). В России МАЗ занимает 6—7-е место.

В июле «АСМ-Холдинг» зафиксировал рост рынка грузовиков в РФ. Он увеличился на 1,7 %, до 6391 машины. Всплеск продаж эксперты связывают с реализацией по сниженным ценам автомобилей 2018 года выпуска и другими скидками. Во втором полугодии аналитики агентства ожидают дальнейшего снижения объемов продаж.

Отмечается падение спроса на седельные тягачи, самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, рефрижераторы. В нынешнем году увеличились продажи спецтехники, автокранов. «АСМ-Холдинг» также зафиксировал 4,4-процентное снижение объемов производства грузовиков в первом полугодии в России.

В прошлом месяце отмечался всплеск продаж грузовиков и в Украине. По данным AUTO-Consulting, в июле продажи таких машин в этой стране увеличились на 38 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако по итогам семи месяцев 2019-го местный рынок сжался на 8 %. В отличие от России, в Украине аналитики прогнозируют рост в последующие месяцы. Результаты по итогам 2019 года будут не хуже, чем в 2018-м. Отметим, что в январе — июне украинский рынок просел на 13,7 %, а количество новых регистраций машин составило 2063.

МАЗ остается лидером рынка Украины. В июле его доля достигла 20 %. Возможно, это улучшит общую статистику, поскольку пока экспорт отечественных грузовиков в южную страну-соседку снижается.

Поставки в третьи страны также не увеличиваются. Надо отметить, что сборочные производства, в последние годы открывающиеся в различных странах, сначала приводят к резкому росту поставок, но затем они существенно снижаются. В нынешнем году запуск производства в Узбекистане привел к скачку экспорта грузовых машин в эту страну: он увеличился сразу в 16 раз, до 179 единиц. А вот поставок во Вьетнам и Египет, в которых также есть сборочные производства, в первом полугодии не было. Правда, в денежном выражении экспорт во Вьетнам запчастей и принадлежностей для автомобилей и тракторов увеличился в 6,8 раза, до 1,9 млн долларов, в Египет — на 13,8 %, до 416,4 тыс. долларов.

Отечественные перевозчики снизили темпы обновления грузовой техники. Импорт седельных тягачей уменьшился на 25,8 %, до 722 единиц, а грузовых автомобилей увеличился на 17,5 %, до 2942 единиц. В минувшем году указ президента предоставил белорусским компаниям льготы по утилизационному сбору при покупке автомобилей класса «Евро-6». Они продлены, тем не менее очевидно, что часть спроса уже удовлетворена. Кроме того, в стране наблюдается снижение объемов грузоперевозок.

Выехать на автобусах. Сегодня МАЗ выпускает не только грузовые автомобили, но и различную спецтехнику, автобусы. Недавно предприятие представило новый городской автобус МАЗ-303 третьего поколения. На него возлагаются немалые надежды.

В первом полугодии 2019 года белорусский экспорт автобусов в натуральном выражении снизился на 14,8 %, до 535 единиц, а в стоимостном — на 28,4 %, до 38,4 млн долларов. Поставки в Россию просели на 20,6 %, до 369 единиц. Экспорт в Украину остался на уровне прошлого года.

Тенденции на рынке автобусов не столь однозначны, поскольку основными покупателями являются госкомпании. Они проводят тендеры, которые трудно назвать регулярными. Так, в июле «АСМ-Холдинг» зафиксировал рост продаж автобусов в России сразу на 46,1 %, до 1248 единиц. Несколько крупных тендеров прошли в трех федеральных округах. За семь месяцев количество регистраций уменьшилось на 2,4 %, до 7737 машин.

По сравнению с январем — июлем прошлого года за семь месяцев нынешнего МАЗ потерял в России половину сбыта. По данным агентства «АСМ-Холдинг», были проданы 184 автобуса. С другой стороны, выпускающий автобусы «Неман» Минский завод колесных тягачей увеличил сбыт в восемь раз, до 37 единиц.

Пока в статистику не попали новые контракты Минского автозавода, например, поставка 64 автобусов в Мариуполь. В августе была передана первая партия из 15 машин. Находят спрос в Украине и микроавтобусы, производство которых МАЗ в партнерстве с китайцами запустил в Бресте. В этом году украинский дилер планирует продать 60 машин в пассажирском и грузовом исполнении.

В первом полугодии снизился и экспорт спецтехники. Поставки автомобилей специального назначения уменьшились на 18,2 %, до 305 единиц, а в стоимостном выражении — на 1,7 %, до 38,2 млн долларов, автокранов — в два раза, до 58 машин на 5,06 млн долларов.

Выручка от экспорта грузовых автомобилей и седельных тягачей, тыс. долларов (по данным Белстата)

Подписка на Все
20 января 2021
Светлана Тихановская направила в Еврокомиссию письмо с просьбой помочь с кампанией по вакцинации от Covid в Беларуси.
20 января 2021
Продажи грузовиков МАЗ в России сократились в 2020 году более чем на 3%.
20 января 2021
Нацбанк изменил график проведения заседаний правления по вопросам денежно-кредитной политики.
20 января 2021
Правительство Беларуси расширило утвержден перечень социально значимых товаров, цены на которые регулируются Министерством антимонопольного регулирования и торговли не более 90 дней в течение одного года.
20 января 2021
Белорусские синоптики предупредили об оранжевом уровне опасности в четверг из-за резкого потепления.
20 января 2021
Беларусь в январе-ноябре 2020 года экспортировала 7,38 млн тонн нефтепродуктов, что на 23,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

Страницы