Август 21, 2019

Автомобильная рецессия

Андрей СУПРУНЮК

На мировом автомобильном рынке наметился спад. Основная причина — снижение объемов производства во всем мире и в Китае в частности.

Минусуют даже немцы. Согласно оценкам Deutsche Welle, немецкий автопром начинает постепенно проседать после почти десятилетнего подъема. По мнению аналитиков, спад обусловлен замедлением промышленного производства во всем мире и может носить длительный характер.

«Наиболее заметным оказалось замедление роста мировой автомобильной промышленности. В первом полугодии производство в мире сократилось примерно на 6 %. На крупнейшем автомобильном рынке планеты, в Китае, сокращение оказалось в два с лишним раза больше и составило примерно 13 %», — говорится в официальном заявлении крупнейшего в мире химического концерна BASF, выпускающего, например, лаки для автомобилей.

Судя по тому, как худеют портфели заказов у немецких производителей запчастей и комплектующих, пишет Deutsche Welle, во втором полугодии объемы производства в отрасли могут снизиться еще заметнее. Издание Handelsblatt не исключает даже обвального падения. Это касается прежде всего объемов выпуска, поскольку продажи автомобилей лишь немного уступают прошлогодним показателям.

Так, по итогам января — июня 2019 года Daimler отчитался о снижении продаж легковых автомашин Mercedes-Benz на 4,6 %, концерн Volkswagen, в состав которого входят двенадцать брендов (например, Audi, Љkoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche) из семи европейских стран, — на 2,8 % (клиентам было передано в общей сложности 5365,3 тыс. автомобилей).

Скидки стимулируют спрос. Несколько сгладить не самые радужные итоги первого полугодия немецким автогигантам помогли продажи в июне и июле. В первый летний месяц 2019 года реализация машин концерна Volkswagen увеличилась на 1,6 %, до 974,4 тыс. единиц. Подъему способствовал 15-процентный рост продаж в Китае, обусловленный введением в этой стране более строгих норм в отношении выхлопных газов: местные дилеры и покупатели вынуждены обращать внимание на экологичные авто из Европы.

В июле Daimler сообщил о двузначном росте продаж (+12,7 %) автомобилей Mercedes-Benz. По всему миру было продано 188 857 машин этой марки. Это наилучший июльский показатель за всю историю компании. Продажи увеличились на всех основных рынках сбыта — в Европе (+12,3 %), Азиатско-Тихоокеанском регионе (+11,6 %) и Североамериканской зоне свободной торговли (+22,9 %), в которую входят США, Мексика и Канада.

Впрочем, даже рекордный июль не позволил немецкому концерну выйти на положительную динамику продаж. Более того, по прогнозам экспертов компании, норма прибыли при продажах машин марки Mercedes-Benz составит уже не 6—8 %, а 3—5 %. Причина проста: снижение объемов реализации легковых авто, особенно премиум-класса, по всему миру вынуждает региональных дилеров стимулировать спрос скидками, как следствие, уменьшается рентабельность.

«Мы увидим у всех автопроизводителей и поставщиков комплектующих более низкую маржу. Поэтому ближайшие годы станут для них серьезным испытанием», — передает слова автомобильного эксперта консалтинговой компании Boston Consulting Алекса Вахтмайстера Deutsche Welle.

Автоальянсы в помощь. Мировой автопром столкнулся с еще одним вызовом. Его «инициатором» стал Евросоюз, потребовавший к 2030 году сократить объемы допустимых выбросов углекислого газа автомобилями на 37,5 % по сравнению с 2021-м. Выбросы СО2 легковыми авто должны снизиться на 31 %. Напомним, сегодня норма составляет 130 г углекислого газа на километр, к 2021-му она должна достигнуть 95 г/км.

По словам гендиректора Volkswagen Херберта Дисса, новые меры означают, что к 2030 году более 40 % продаваемых компанией автомобилей в ЕС должны быть электрическими. Как следствие, концерн ускорит вывод из производства старых моделей с двигателями внутреннего сгорания, займется переоборудованием заводов, а также увеличит выпуск аккумуляторных батарей для электромобилей. Остальным автопроизводителям также придется последовать примеру Volkswagen, чтобы соответствовать требованиям ЕС и не отстать от конкурента.

Серьезное давление на гигантов индустрии окажут инновационные компании, пришедшие на авторынок только в третьем тысячелетии, в частности Tesla. В апреле — июне 2019 года возглавляемая одиозным Илоном Маском компания продала рекордное для себя количество электрокаров за квартал — 95,2 тыс. (для сравнения: годом ранее Tesla сумела реализовать только 40,74 тыс. автомобилей на электротяге). Предыдущий рекорд, установленный в IV квартале 2018 года, был превзойден на 4,5 тыс. авто, или почти на 5 %.

Чтобы противостоять вызовам современности, справиться с падением продаж и прибыли, нарастить объемы выпуска гибридов и электрокаров, ведущие игроки рынка вынуждены объединяться. Один из возможных вариантов — слияние или поглощение.

Так, концерн FCA, появившийся в 2014 году в результате покупки итальянским холдингом Fiat американской компании Chrysler, предложил альянсу Renault — Nissan — Mitsubishi начать процедуру слияния на паритетных началах. По мнению гендиректора FCA Майка Мэнли, объединение компаний даст значительный синергетический эффект и позволит им выйти на второе место по объемам продаж в мире после Volkswagen (в 2018 году немецкий концерн реализовал 10,8 млн автомобилей, или на 0,9 % больше, чем в 2017-м). Пока инициатива FCA не увенчалась подписанием соглашения с Renault — Nissan — Mitsubishi.

Второй вариант — стратегический и технологический альянс, каждый участник которого сохранит свою самостоятельность. По этому пути пошли, например, Volkswagen и Ford. 15 января компании объявили о совместном производстве коммерческих автомобилей и пикапов, а 12 июля, сообщает Deutsche Welle, договорились о сотрудничестве в области электромобилей и автономного вождения.

Четвертого июля главные конкуренты в премиум-сегменте BMW и Daimler также подписали соглашение о совместной разработке технологий для беспилотных автомобилей.

Подписка на Все
18 января 2021
Сторонники Алексея Навального анонсировали массовые акции протеста с требованием освободить оппозиционного политика.
18 января 2021
На основе Big Data МТС составил портрет пользователей своих цифровых сервисов и выяснил, какой контент пользовался наибольшей популярностью в 2020 году.
18 января 2021
Евразийский банк развития (ЕАБР) в обновленном макропрогнозе ожидает снижения ВВП Беларуси в 2021 году на 0,1%, в то время как ранее прогнозировал восстановительный рост на 1,1%.
18 января 2021
В Беларуси на Крещение, во вторник 19 января, сохранятся сильные морозы. Синоптики объявили желтый уровень опасности.
18 января 2021
В 2020 году из-за пандемии коронавируса объем пассажирских авиаперевозок сократился на 60%, вернувшись к уровню 2003 года.
18 января 2021
Премьер-министр Японии Есихидэ Суга в понедельник выразил решимость провести Летние Олимпийские игры в Токио по плану, тем самым продемонстрировав победу над эпидемией коронавируса COVID-19.

Страницы