Арендные ставки "заморозятся"
Государственная программа развития логистической системы на 2016—2020 годы не работает должным образом. В развитии отрасли Беларусь попрежнему отстает как от соседей, так и от общемировых темпов.
Об этом корреспонденту «Белорусы и рынок» рассказал старший аналитик департамента исследований и аналитики Colliers International Сергей СЕНКЕВИЧ.
Говоря об общих тенденциях развития рынка складской недвижимости в стране, эксперт отметил, что в отличие от 2018 года, когда темпы ввода коммерческой недвижимости в целом, и складской в частности, заметно упали, в 2019-м было введено несколько знаковых объектов.
«Радует, что строительный рынок коммерческой недвижимости оживился: введено в строй несколько офисных центров, наконец-то завершен самый известный долгострой — ТРЦ «Палаццо», открыли двери логистические центры на периферии — на погранпереходе «Каменный Лог» и в «Бремино-Орша». Если в 2018 году в пригородной зоне Минска было введено в оборот всего 4 тыс. кв. м
складской недвижимости
(да и то смешанной, производственно-складской), то в 2019-м вышли на рынок несколько
проектов, достойных внимания», — рассказал Сергей Сенкевич.
Отметил он и еще одну
тенденцию: иностранные операторы, ушедшие после кризиса 2015—2016 годов либо сократившие активность на логистическом рынке Беларуси, стали понемногу возвращаться.
«Та же компания McDonald's, за последние два с половиной года резко расширившая свое представительство в Беларуси и увеличившая количество розничных объектов на периферии, вывела на рынок компанию-оператора, который обслуживает ее во всем мире», — продолжил эксперт.
Говоря о Государственной программе развития логистической системы на 2016—2020 годы, Сергей Сенкевич заметил, что она «идет параллельно рынку»: «Она развивается по своим законам, рынок — по своим. Первая программа, завершившаяся в 2015 году, была продуктивной — вполне очевидно из-за того, что все создавалось с нуля. Что же касается нынешней, то с ней все иначе. Может, потому, что при ее составлении формально подошли к работе, может, допустили ошибки, неверно оценив перспективы и направления развития. Но у тех, кто работает в данной области, другие взгляды: эта программа не продвинула нас в развитии. И подтверждает это место, которое занимает белорусская логистическая система в мировом рейтинге, — за пределами сотни. И это при таком выгодном географическом положении — в центре Европы! Подобное происходит не потому, что мы ничего не делаем, а потому, что делаем это хуже, чем соседи», — считает старший аналитик департамента исследований и аналитики Colliers International.
Из-за невысокого объема ввода новых площадей на рынке мало достойных объектов во всех классах, и в целом в большинстве сегментов спрос относительно уравновесил предложение. В итоге на протяжении последних полутора лет цены продолжали понемногу расти. Продолжится ли этот рост в дальнейшем? Ждать ли арендаторам повышения ставок в 2020-м?
«Начало года демонстрирует падение объемов грузопотоков, посему ставки вряд ли будут расти. Они у нас и так, мягко говоря, не низкие: в той же Варшаве или Москве 4,5—4,6 евро за квадратный метр — стандартная цена хороших складов класса А. У нас по такой цене сдают класс В. Так что ставки останутся на уровне 2019 года», — резюмировал Сергей Сенкевич.

Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »