Сентябрь 16, 2019

Алексей Сотников: Каждый день приготовлен из прошлого

Олег ШЕПЕЛЮК

Три недели назад в Минске открылся первый в Беларуси магазин европейских биопродуктов нового формата. О том, как возникла идея и каковы планы развития данного направления, «БР» узнала у Алексея СОТНИКОВА — одного из руководителей компании «БиоМельница», которой принадлежит бренд Vёska.

— Как родилась идея открыть магазин здоровых продуктов и перевести их из разряда «дефицит» в разряд «доступно всем»?

— С рынком биоорганических продуктов я как потребитель знаком несколько лет. В прошлом году мы с партнерами решили открыть новый бизнес. К этому подтолкнули поездки друзей и знакомых, целенаправленно посещавших разные страны: Литву, Латвию, Германию, Польшу, Украину, чтобы купить сертифицированные экологически чистые продукты, потому что в Беларуси ассортимент биопродуктов был очень скуден.

Идея заняться данным направлением появилась в мае прошлого года. Тогда же была зарегистрирована компания «БиоМельница». Биомаркет Vёskа открылся для покупателей 24 августа.

Мы заключили прямые контракты с производителями и поставщиками, завозим продукты небольшими партиями едва ли не из всех стран Европы. Тем не менее, несмотря на весьма существенные логистические затраты, которые мы стараемся оптимизировать, подавляющее большинство товаров у нас дешевле, чем в розничных биоорганических магазинах Старого Света.

— Во всем мире набирает популярность ЗОЖ. Велико ли сообщество приверженцев здорового образа жизни в Беларуси?

— Наш биомаркет создан для тех, кто понимает, что вести здоровый образ жизни, ответственно относиться к природе, ее дарам — это не мода, а необходимость. Все больше белорусов осознают, что жизнь одна, а здоровое и полноценное питание, использование натуральной биоорганической косметики, органических бытовых и хозяйственных товаров ее только продлевают и украшают. Люди хотят потреблять продукты, которые не содержат красителей, химических элементов, пестицидов, добавок, и понимают, что биоорганика — это их продукт.

Проведя консалтинговое исследование, мы выяснили, что таких людей сегодня становится все больше и больше. Рынок биопродуктов востребован и растет. Мы разработали бизнес-план, концепт, определили целевую аудиторию и стали внедряться на белорусский рынок.

Наша основная цель — завоевать внимание белорусов, которые ждали этого продукта и готовы отказаться от целевых поездок в Европу. Это сообщество. Таких людей много и будет еще больше.

Наша целевая аудитория — «зожники», гурманы, веганы и вегетарианцы, люди, ориентированные на европейский уклад жизни, потребители с различными заболеваниями, вынужденные придерживаться безглютеновой диеты, молодые мамы, спортсмены, а также те, у кого есть желание попробовать биоорганические товары. Уже сегодня в Vёskа приверженцы здорового питания могут приобрести полный набор необходимых для комфортной жизни продуктов и не тратить время на их поиск в других местах.

— Продуктов в Vёskа очень много. Не могу не спросить об одном из них: не было ли трудностей при ввозе шоколадок с коноплей?

— Нет. Это же не запрещенные пищевые ингредиенты. Применение конопли в пищевых продуктах разрешено. Ни у кого же не возникает вопросов по поводу булочек с маком? С шоколадками тот же случай: доля пищевой конопли в них невелика.

— Какой продукт в Vёska является самым популярным?

— Такого нет, потому что 80 % продуктов ранее не были представлены в отечественных торговых сетях. Мы впервые завезли товары широко известных брендов биопродуктов из Германии, Великобритании, Австрии, Италии, Чехии, Греции, Франции, Литвы. Они поставляют продукцию, произведенную на биофермах по всему миру — от Японии и до Аргентины. Могу отметить, что японская линия, в частности чипсы из водорослей, пользуется спросом. Равно как и макароны, соки, соусы, масла, шоколад, пиво (его у нас 19 наименований), протеиновые батончики.

— В Беларуси есть веганские и «зожевские» интернет-­магазины. Не опасались конкуренции с их стороны?

— Абсолютно. Хорошо, что они есть: конкуренция только улучшит качество услуг и заставит расширять ассортимент. Тем более что офлайн-магазин Vёska такого формата — первый в Беларуси. Потребитель сам решит, что ему нужно: продукт белорусского, российского или европейского происхождения.

Европа долго, более сорока лет, формировала рынок биопродуктов. Данный рынок не широк — он гигантский. Судите сами: в 2018 году продажи органических продуктов и напитков в мире впервые превысили отметку в 100 млрд долларов. За последние 15 лет этот рынок увеличился в четыре раза и прирастает примерно на 15 % в год! И это вовсе не маркетинговые уловки, как кому-то может показаться, а отражение стремления людей улучшить свой образ жизни. Это обыденность: едва ли не каждый день на всем континенте появляются как новые магазины биоорганических продуктов шаговой доступности, так и аналогичные зональные отделы в гипермаркетах.

— Предполагаю, белорусские магазины для приверженцев здорового образа жизни работали с российскими продуктами не потому, что считают их лучше европейских, а из-за проблем с сертификацией: наверняка сотрудничество с партнерами из ЕАЭС упрощает работу. Вы же не побоялись столкнуться с такими проблемами. Как долго они решались?

— Долго. Именно на эти процедуры была потрачена большая часть времени из 15 месяцев, прошедших от идеи и до открытия биомаркета. А ведь все могло быть еще дольше. К счастью, органы по сертификации, испытательные лаборатории и их подразделения оперативно работали над многообразием нашего ассортимента. Специалисты с пониманием относились к тому, что это первый подобный продукт, приехавший в Беларусь. Мы благодарны всем, кто проводил легализацию продуктов. Они старались максимально оперативно завершить данный процесс.

— Каковы планы развития бренда Vёska?

— В сентябре открываем интернет-магазин. Хотим, чтобы с первого дня работы он был наполнен и максимально удобен для пользователей.

— Интернет-магазин будет нацелен на белорусский или на российский рынок? Ведь из-за санкций соседи вынуждены покупать биопродукты за границей в «индивидуальном режиме».

— Действительно, из-за санкционного режима ввоз многих продуктов в Россию запрещен. Однако наш магазин рассчитан прежде всего на белорусов. Если благодаря членству в ЕАЭС и пройденным нами процедурам биоорганические продукты смогут покупать жители всех стран, входящих в союз, мы будем только рады помочь им получить доступ к качественной продукции.

— Следующим этапом станет открытие магазинов в других районах столицы?

— Да. Наш второй магазин появится в Новой Боровой. Планируем открыть еще несколько торговых точек в Минске. Пока же набираемся опыта, изучаем емкость рынка, анализируем ошибки.

— Появятся ли в биомаркете Vёska  белорусские продукты?

— Обязательно. Это будут товары фермерских органических хозяйств — молочная и мясная продукция в вакууме. В ближайшее время ассортимент расширится за счет европейских продуктов. Появятся биоурбечи, биоорганические корма для домашних питомцев, биоспеции, испанский хамон, новые виды масел.

 

Подписка на Все
25 января 2021
В сети салонов и интернет­магазине МТС стартовали продажи AirPods Max. Первые полноразмерные беспроводные наушники Apple сочетают высочайшее качество звука с элегантным внешним видом и простотой в использовании.
25 января 2021
МТС запустил услугу «Родительский контроль ESET», которая поможет обеспечить безопасность детей в интернет­пространстве. С ее помощью можно фильтровать нежелательный контент на смартфонах и планшетах, работающих на базе Android.
25 января 2021
Беларуси через 20-25 лет будет нужна третья АЭС, считает председатель президиума Национальной академии наук Владимир Гусаков.
25 января 2021
С какими основными проблемами столкнулся бизнес за последнее время и мог ли кризис стать для предпринимателей временем возможностей?
25 января 2021
На совещании с руководством Совмина Александр Лукашенко потребовал введения самых жестких мер за неуплату налогов. С того ли начинает власть, поинтересовались мы у руководителя одного из бизнес-­союзов.
22 января 2021
Россия выплатила первый транш компенсации Мозырскому НПЗ за грязную нефть.

Страницы